Спасут ли бюджетные ассигнования атмосферу Кузбасса, располагающего огромными запасами высококачественного энергетического угля, но имеющего допотопную угольную электрогенерацию?

Вчера на сайте регионального правительства появилось сообщение о выделении Кузбассу из федерального бюджета 3 млрд рублей в этом году и ещё 2,2 млрд в следующем на реализацию мероприятий проекта «Чистый воздух». Уточняется, что средства будут направлены на улучшение экологической ситуации в Новокузнецке. Напомним также, что несколько дней назад президиум правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации решил выделить городу Кемерово льготный кредит на сумму 2,7 млрд рублей на ремонт трамвайных путей и модернизацию общественного электротранспорта, что также можно считать небольшим вкладом в чистоту городской атмосферы. 

Губернатор тут же прокомментировал, что в проект включились крупные промышленные предприятия, что проводится глубокая модернизация электротранспорта, а также активно ведется работа по газификации частного сектора Новокузнецка. По его словам, в соответствии с планом, в 2022 году объем выбросов по сравнению с показателями 2017 года должен снизиться на 8%, однако уже по итогам 2020 года снижение составило более 10% при плане 5%.

Разумеется, это обнадеживающая весть, однако городской общественный транспорт не является главным загрязнителем городской атмосферы, так же не очень сильно портят её печки частного сектора, на которые то и дело пеняют местные «эксперты». А поскольку других экспертов у нас нет, то мы отнесемся к мнению этих «специалистов-бюджетников» скептически. А вот собственным глазам и легким во время режимов «черного неба» большинство из нас доверяет куда больше. Эти органы чувств — особенно в морозные зимние дни – со всей прямотой свидетельствуют, что дым и сажа на головы людей валят из труб угольных энергостанций, многие из которых находятся чуть ли не в самом центре жилых застроек.

Кроме этого, «иногда у нас порой», когда терпеть уже нет никакой мочи, к органам чувств подключаются всякие надзорные органы, как это случилось, например, почти год назад в Калтане на Южно-Кузбасской ГРЭС. После многочисленных жалоб выяснилось, что там не выполнены решения суда о реконструкции пылегазоочистных установок, а также об устранении еще 64 нарушений требований промышленной безопасности. Но это всего лишь одна электростанция, а их в Кузбассе много. Далеко не всегда туда после жалоб приходят прокуроры и специалисты Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, чтобы убедится в очевидном. В общем, по-другому и быть не может, какие бы фильтры и уловители не ставили, поскольку все наши угольные электростанции построены десятки лет назад и, по мнению ученых, с тех пор на них мало что изменилось.  

— У нас не было бы причин так негативно отзываться об угле, если бы мы использовали его по современным передовым технологиям. Да, мы усовершенствовали котлы, стали использовать новейшие конструкционные стали, но технологический принцип сжигания угля остается неизменным со времен Промышленной революции в Европе, то есть начиная с рубежа XVII-XVIII веков, — заявил во время дискуссии о будущем угольных ТЭЦ доктор технических наук из Красноярска Сергей Исламов.

Кроме него о значительном влиянии выбросов от сжигания угля в городскую атмосферу давно уже говорят ученые-медики, проводившие несколько лет назад сравнительный анализ заболеваемости раком легких в Кемеровской и Донецкой областях. Вот их выводы в процентах:

                                    Доля влияния на заболеваемость раком легких, %

                                                                   Кемеровская область               Донецкая область

Выбросы при добыче угля                               14,5                                                 19,3

Выбросы от металлургии                                 27,4                                                  29,4

Выбросы от э/энергетики                                44,9                                                  45,6

Неучтенные                                                         13,2                                                  5,7

Как видим, выбросы от электроэнергетики занимают чуть ли не половину от всех негативных факторов, поэтому скажем так: новые трамваи и троллейбусы – это хорошо, но вместе с ними неплохо было бы перевести хотя бы самые близкие к населению городов электростанции на природный газ, сжигание которого более безопасно для здоровья людей и окружающей среды. В ином случае у нас остается только одна надежда – на ветер, который все-таки даёт иногда передышку от беспросветного угольного смрада. Похоже, что больше надеяться не на что, да и не на кого.

Сергей Борисов

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here