архивные дела

С жалобой в Конституционный суд обратился кемеровчанин Александр Котенков. Он полагает, что формулировка ст. 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» неправомерно закрывает доступ к архивным делам репрессированных, но не реабилитированных граждан.

Из ст. 11 закона следует, что бывшие осужденные и их родственники могут получить архивные материалы по таким делам. Однако эта норма не действует в случае, если осужденный не был впоследствии реабилитирован.

Александр Котенков безуспешно пытался получить материалы по делу своего прадеда Ивана Гудкова. Тот во время коллективизации, проживая с семьей на Алтае, был внесен в списки на раскулачивание и принудительное выселение, а в 1930 году — осужден и расстрелян за участие в бунте.

В 90-е правнук пытался добиться его реабилитации, но это удалось лишь отчасти – Гудков был реабилитирован только по обвинению в принадлежности к кулакам. По этой причине в УФСБ по Алтайскому краю не выдают Котенкову материалы по расстрельному делу. В случае, если КС признает жалобу кемеровчанина обоснованной, Котенков, прошедший ранее через все судебные инстанции, сможет добиться пересмотра прежних решений судов. Эксперты-историки в своих комментариях по поводу обращения Александра Котенкова в КС утверждают, что число репрессированных по политическим мотивам граждан (в 1920 — 1950 годы) точно не установлено, как нет точных данных и по количеству реабилитированных. По самым максимальным оценкам, речь может идти о 6,6 миллиона человек, прошедших через процедуру реабилитации. Остальные — более 3,2 миллиона граждан – её не заслужили по той или иной причине. Но в любом случае лишать их родственников права знакомиться с такими делами по прошествии многих десятков лет с «момента события» — негуманно и по меньшей мере глупо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here