Слушают кузбассовцы новости про китайский коронавирус, да не особенно-то и переживают: где, мол, Китай, а где Кузбасс? Мало ли было всяких там птичьих гриппов и других вирусов? Все опасения со временем исчезли, так что и в этот раз нет никаких особенных поводов тревожиться.

Оно, может, для какой-то части нашего народа это и на самом деле так. Никак их вирус не заденет, и никакого вреда здоровью не принесет. А вот для шахтеров и их семей, а также всей другой нашей реденькой и жиденькой промышленности, завязанной на угле — в том числе, железнодорожникам — этот подлый вирус ничего хорошего не предвещает.

Уже слышны голоса аналитиков, которые утверждают, что в китайской экономике из-за этого самого коронавируса наступил, а в ближайшие месяцы может значительно усилиться серьезный экономический кризис. Темпы роста валового внутреннего продукта в Китае могут упасть ниже запланированных в 2020 году 6,1 процента  — до 5-5,5 процента или ещё ниже. А в каждой доле процента китайского ВВП «сидят» миллионы тонн российских углеводородов и другого сырья, потому остановка или падение роста могут серьёзно ударить и по рублю, и по нашим сырьевым отраслям. Значит, кузбасский уголь на восток уже не поедет в том количестве, в каком хотели бы его туда отправить угольные компании. Он останется на складах.

«Волость» уже сообщала о причинах первого за много лет спада добычи угля в Кузбассе. В прошлом году она снизилась примерно на 4 миллиона тонн. Бюджет области сверстан с дефицитом… Так что надежды на то, что всё как-то само собой рассосется, и китайский паровоз снова задудит и разбежится, тают на глазах прямо в начале года.

Напомним, что в минувшем году в администрации области прошла серия совещаний, чтобы договориться о льготных тарифах на провоз угля по железной дороге, об инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры в восточном направлении и обновлении парка полувагонов. Однако реалии нынешней ситуации показывают, что дело не в тарифах и не в провозной способности железной дороги, а в китайской экономике: будет она вращаться – поедет туда наш уголёк. Сбавят китайцы темпы или, не дай бог, сильно тормознут – тяжело придется многим шахтам и разрезам! К слову сказать, вся экономика стран тихоокеанского бассейна тоже на Китай завязана, так что проплыть мимо Китая к более перспективным рынкам никак не удастся.

Если так пойдет и дальше, то вся остальная жиденькая и реденькая кузбасская промышленность тоже сильно замедлит своё развитие. В минувшем году, кстати, индекс промышленного производства составил по отношению к 2018 году 102,4 процента. Угля добыли меньше, но кузбасскую экономику статистически потянула вверх добыча прочих полезных ископаемых – более 126 процентов к уровню 2018 года. В число «прочих» входит строительный камень, песок, поваренная соль… Что такого в Кузбассе стали добывать ещё кроме угля и железной руды, где использовать и кому продавать? Статистика не поясняет, а камни с песком молчат.

Александр Сусоев

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Добыча и реализация угля за пределы Кузбасса с каждым годом в геометрической пропорции будут снижаться и это надо признать. Еще в прошлом году были даны поручения о разработке программы развития угольной отрасли до 2035 года, только вот в чем беда- хозяева угольных предприятий думают только о двух вещах, это -ДОБЫТЬ и ПРОДАТЬ, а все остальное их не волнует.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here