Несколько странный лозунг «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс» снова нашел отражение на информационных площадках страны. Сообщается, что компания «Спирит» из города Шелехов Иркутской области в скором времени займется проблемой отходов углеобогатительных фабрик Кемеровской области.
Вопрос, почему не задействована в решении проблемы какая-то из местных организаций, имеющая соответствующие наработки и опыт в отрасли, повисает в воздухе. Судя по всему, источник информации – само малое предприятие, плотно взаимодействующее, как сообщается, с «Институтом земной коры Сибирского отделения Российской академии наук», руководство Кузбасса в ней не фигурирует.
Напротив, упор в ней делается на федеральные структуры – на министерство энергетики РФ, непосредственного куратора программы, а также на министерство науки и высшего образования РФ, ее соисполнителя. Уточняется также, что программа «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс» утверждена правительством РФ в мае 2022 года.
Генеральный директор «Спирита» уже прокомментировал суть задачи, которую предстоит решить возглавляемой им компании. «Хвостохранилища углеобогатительных фабрик переполнены. Необходимо строить новые гидроотвалы. Однако это влечет значительные финансовые расходы и необходимость выводить земли из сельскохозяйственного оборота. При этом огромные гидроотвалы наносят существенный вред окружающей среде. Мы разрабатываем современную технологию, позволяющую избежать этих издержек», — с удовлетворением дублирует Сергей Прокопьев всем известные факты.
А дальше что – в чем заключаются суть современных технологий? Пока что никаких подробностей не сообщается. Нет надежды и на ближайшую перспективу. «Наши специалисты проведут отбор проб и адаптируют оборудование под конкретные месторождения. В 2024(!) году мы планируем смонтировать в Кузбассе монтажную опытную установку мощностью 20–30 тонн в час», — рассказывает дальше генеральный директор. Неужели современные технологии утилизации или переработки хвостохранилищ обогатительных фабрик зависят от марки угля, а также от объемов добычи на отдаленных месторождениях? Такое объяснение пока что плохо вписывается в логическое определение предстоящих работ, которые намерено выполнять малое предприятие, ссылаясь на свои связи в РАН.
Куда понятнее, что на реализацию программы, возможно, будет привлечено немало средств – как государственных, так и «гигантов угольной и углеперерабатывающей промышленности, инновационных компаний». То есть, было бы неплохо принять самое активное участие в их дележе. Экологический фактор в этом случае далеко не определяющий.