На Березовском - изображение

Казалось бы, долгосрочные прогнозы не предвещают угольной отрасли России ничего хорошего, но частный бизнес в отличие от государственного всегда способен найти лазейки, чтобы не просто выжить, а быть постоянно «в плюсе». Другое дело, что «в минусе», как всегда, остаются жители, соседствующие с добытчиками.

Компания «Стройсервис» продолжает свою экспансию на земли, разделяющие Новокузнецкий и Прокопьевский районы. Когда-то эти участки считались наиболее благоприятными для жителей близлежащих промышленных городов, учитывая розу ветров, и потому здесь с завидной скоростью расширялись непосредственно села, строились дома отдыха и санатории, крайне удачной считалась и покупка дачи или земли для организации садово-огородного товарищества. Сейчас об этом можно только ностальгировать – гигантские впадины взяли в кольцо жителей оставшихся селений и дорогу, связывающую «большую землю» с селом Костенково.  

 В этот раз на аукционе определялся победитель, которому будет предоставлено право добывать уголь на участке «Березовский Восточный-2» Березовского каменноугольного месторождения, в километре от которого находится село Березово, в 2 километрах – поселок Матюшино. Итоги торгов должны быть определены в конце августа, но о победителе департамент по недропользованию СФО уже объявил. Дело в том, что в аукционную комиссию поступила только одна заявка, и по существующим правилам торги были признаны состоявшимися. В результате, право на аренду участка земли получило все то же ООО «Разрез «Березовский» группы «Стройсервис».

Кто бы, как говорится, сомневался. Ведь основной бенефициар компании Дмитрий Николаев обещал в будущем создать на месте нынешних бездонных ям зону отдыха с озером по аналогии с «Салаирскими Плесами». И уже существует даже проект, о котором рассказал населению области не кто-нибудь, а сам заместитель губернатора Андрей Панов. Так что мешать Николаеву в реализации будущих планов нет никакого резона. Правда, об открытии специального счета для воплощения этой идеи в жизнь не сообщалось, так что, если на каком-то историческом этапе «Стройсервис» обанкротится или же вообще прикажет долго жить, ни Панов, ни Николаев, оставивший после себя лунный пейзаж, виноваты не будут – жизнь такая, что поделаешь.

А пока для отчислений на рекультивацию нарушенных земель ситуация на рынке еще благоприятствует – за первые семь месяцев года, по данным самой компании, «Стройсервис» добыл около 9 млн тонн угля. Причем, больше всего потрудился именно разрез «Березовский», на чей счет записано 3 млн 722 тыс. тонн, или на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Высокие цены на топливо, напомним, в этом году не просто сохранились, а в отдельные периоды даже превышали устоявшиеся до начала спецоперации на Украине тарифы.

Судите сами. Комментируя итоги уже другого предприятия – УК «Распадская» (ЕВРАЗ), ТАСС отмечает, что из-за курсовой разницы потери в компании составили 114 млн долларов, тем не менее, полученная в первом полугодии прибыль зафиксирована в цифре $662 млн. То есть, более чем в четыре раза больше по сравнению с первыми шестью месяцами 2021 года. Прибыль на одну акцию составила $0,99 (год назад — $0,24). Правда, Совет директоров рекомендовал не выплачивать дивиденды, учитывая нестабильность ситуации и возможные будущие потери из-за некомплектности оборудования или потерь рынков сбыта. Да и спрос на продукцию со стороны металлургических предприятий страны постоянно падает. После этой новости акции сразу обесценились на 8%.

Что касается потенциальных рынков сбыта на фоне закрывшегося доступа в порты Евросоюза, то сегодня особое внимание уделяется Индии. Туда уже более интенсивно стал поступать российский уголь. При этом индийские партнеры стараются не выходить за рамки антироссийских санкций: покупают топливо за азиатские валюты – китайские юани, гонконгские доллары, драхмы ОАЭ… Единственный минус для отечественного бизнеса – продукция в большинстве случаев реализуется со значительными скидками. Но это лучше, чем ничего. По некоторым прогнозам, экспорт российского угля в эту страну по итогам года может возрасти до 20 млн тонн (в 2021 году этот показатель составил 5,9 млн, из них 2,37 млн пришлось на Кузбасс).

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here