Казалось бы, долгосрочные прогнозы не предвещают угольной отрасли России ничего хорошего, но частный бизнес в отличие от государственного всегда способен найти лазейки, чтобы не просто выжить, а быть постоянно «в плюсе». Другое дело, что «в минусе», как всегда, остаются жители, соседствующие с добытчиками.

Компания «Стройсервис» продолжает свою экспансию на земли, разделяющие Новокузнецкий и Прокопьевский районы. Когда-то эти участки считались наиболее благоприятными для жителей близлежащих промышленных городов, учитывая розу ветров, и потому здесь с завидной скоростью расширялись непосредственно села, строились дома отдыха и санатории, крайне удачной считалась и покупка дачи или земли для организации садово-огородного товарищества. Сейчас об этом можно только ностальгировать – гигантские впадины взяли в кольцо жителей оставшихся селений и дорогу, связывающую «большую землю» с селом Костенково.  

 В этот раз на аукционе определялся победитель, которому будет предоставлено право добывать уголь на участке «Березовский Восточный-2» Березовского каменноугольного месторождения, в километре от которого находится село Березово, в 2 километрах – поселок Матюшино. Итоги торгов должны быть определены в конце августа, но о победителе департамент по недропользованию СФО уже объявил. Дело в том, что в аукционную комиссию поступила только одна заявка, и по существующим правилам торги были признаны состоявшимися. В результате, право на аренду участка земли получило все то же ООО «Разрез «Березовский» группы «Стройсервис».

Кто бы, как говорится, сомневался. Ведь основной бенефициар компании Дмитрий Николаев обещал в будущем создать на месте нынешних бездонных ям зону отдыха с озером по аналогии с «Салаирскими Плесами». И уже существует даже проект, о котором рассказал населению области не кто-нибудь, а сам заместитель губернатора Андрей Панов. Так что мешать Николаеву в реализации будущих планов нет никакого резона. Правда, об открытии специального счета для воплощения этой идеи в жизнь не сообщалось, так что, если на каком-то историческом этапе «Стройсервис» обанкротится или же вообще прикажет долго жить, ни Панов, ни Николаев, оставивший после себя лунный пейзаж, виноваты не будут – жизнь такая, что поделаешь.

А пока для отчислений на рекультивацию нарушенных земель ситуация на рынке еще благоприятствует – за первые семь месяцев года, по данным самой компании, «Стройсервис» добыл около 9 млн тонн угля. Причем, больше всего потрудился именно разрез «Березовский», на чей счет записано 3 млн 722 тыс. тонн, или на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Высокие цены на топливо, напомним, в этом году не просто сохранились, а в отдельные периоды даже превышали устоявшиеся до начала спецоперации на Украине тарифы.

Судите сами. Комментируя итоги уже другого предприятия – УК «Распадская» (ЕВРАЗ), ТАСС отмечает, что из-за курсовой разницы потери в компании составили 114 млн долларов, тем не менее, полученная в первом полугодии прибыль зафиксирована в цифре $662 млн. То есть, более чем в четыре раза больше по сравнению с первыми шестью месяцами 2021 года. Прибыль на одну акцию составила $0,99 (год назад — $0,24). Правда, Совет директоров рекомендовал не выплачивать дивиденды, учитывая нестабильность ситуации и возможные будущие потери из-за некомплектности оборудования или потерь рынков сбыта. Да и спрос на продукцию со стороны металлургических предприятий страны постоянно падает. После этой новости акции сразу обесценились на 8%.

Что касается потенциальных рынков сбыта на фоне закрывшегося доступа в порты Евросоюза, то сегодня особое внимание уделяется Индии. Туда уже более интенсивно стал поступать российский уголь. При этом индийские партнеры стараются не выходить за рамки антироссийских санкций: покупают топливо за азиатские валюты – китайские юани, гонконгские доллары, драхмы ОАЭ… Единственный минус для отечественного бизнеса – продукция в большинстве случаев реализуется со значительными скидками. Но это лучше, чем ничего. По некоторым прогнозам, экспорт российского угля в эту страну по итогам года может возрасти до 20 млн тонн (в 2021 году этот показатель составил 5,9 млн, из них 2,37 млн пришлось на Кузбасс).

Евгения Шпакова

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here