В пылу предвыборной кампании, когда принято оглашать обещания сделать для избирателей что-то чрезвычайно полезное, в Госсовете обсудили комплексный план по увеличению объемов утилизации продуктов сжигания угля на теплоэлектростанциях и котельных. Председательствовали на заседании комиссии «Энергетика» помощник Президента России Игорь Левитин и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
«Это очень важный вопрос. У нас в России накоплен уже достаточный опыт использования золошлаковых отходов, есть успешные проекты. Сегодня мы рассматриваем имеющиеся практики, и наиболее эффективные из них будут рекомендованы для внедрения по всей стране с учетом региональных особенностей. Кузбасс одним из первых создал и согласовал региональную программу по утилизации золошлаков, работаем со всеми видами отходов, образующимися у нас», — подчеркнул губернатор Сергей Цивилев. По итогам этого заседания в Госсовете профильные министерства должны разработать в течение месяца новые подходы к использованию золошлаков.
Всё бы ничего, да только о каком месяце идет речь, когда означенная тема высиживается на совещаниях разного уровня уже много лет. Четыре года назад — про более ранние времена говорить не станем — состоялось заседание «круглого стола» комитета Государственной думы по энергетике на тему «Законодательное регулирование золошлаковых отходов угольных ТЭЦ». В ней принимали участие представители регионального правительства Кузбасса и депутаты. В ходе совещания было отмечено, что в результате деятельности предприятий энергетического комплекса образуется большое количество золошлаковых отходов. Золоотвалы — констатировали участники «круглого стола» — являются источником экологических и экономических проблем. Они занимают более 28 тысяч гектаров и оказывают вредное воздействие на здоровье населения, растительный и животный мир. Отвалы, расположенные вблизи рек и озер, представляют опасность для водной среды.
И далее участники много и долго говорили о том, что золу надо использовать в стройиндустрии, в строительстве и при отсыпке дорог… Но что примечательно, никуда эти миллионы тонн золы с той поры не переместились: как лежали, так и остались лежать до следующего заседания, которое прошло через год с небольшим, в июле 2020 года.
Тогдашний первый заместитель губернатора Вячеслав Телегин тоже провел рабочее совещание с представителями Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Совещание было посвящено вопросам сотрудничества между региональным правительством и МАДИ по использованию золошлаковых отходов электростанций Кузбасса в дорожном строительстве.
«Применение золошлаковых материалов не только экономит природные ресурсы и сохраняет окружающую среду, но и существенно повышает качество, снижает себестоимость производства, повышает долговечность эксплуатации, например, автомобильных дорог», — констатировал тогда первый заместитель губернатора.
Надо ли говорить, что и после этого совещания золоотвалы не подверглись нашествию бизнесменов с экскаваторами и грузовиками для отгрузки и не превратились в дороги и строительные материалы.
В сентябре того же 2020 года уже упомянутая выше рабочая группа Госсовета РФ по направлению «Энергетика» под руководством губернатора Кузбасса Сергея Цивилева поддержала Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов (ЗШО). В соответствии с ним к 2035 году уровень переработки отходов в стране должен достичь 50% от годового их образования. Пока же в России этот показатель составляет 8%. А дальше зазвучала уже знакомая всем нам песня: «В Кузбассе уже есть опыт по использованию золошлаковых отходов. ЗШО Кузнецкой ТЭЦ, Томь-Усинской и Беловской ГРЭС применялись при рекультивации земель. Также в этом году мы подписали соглашение с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) об использовании ЗШО при строительстве автодорог. Перспективы использования подобных отходов огромны, поэтому необходимо добиваться принятия законов, которые бы позволили кардинально изменить ситуацию в переработке. Здесь необходим комплексный подход, и определяющая роль безусловно должна принадлежать государству», — подчеркнул губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
Исходя из реальных итогов упомянутых заседаний и совещаний, можно сделать вполне определенный вывод: и на этот раз золошлаковые отходы никуда не денутся. По разным данным их в Кузбассе лежит около 100 миллионов тонн и вес только прибавляется. Они действительно представляют собой повышенную химическую и даже радиационную опасность. Однако от многолетнего и многократного повторения одних и тех же планов и проектов эта опасность не становится меньше. Меньше становится только доверия к власти, которая всё запрягает, запрягает и никуда не едет.
Александр Сусоев
Создать и согласовать программу по меркам региональной власти — это как накрыть сказочную «скатерть-самобранку» и напиться «убойного киселя» в розовом цвете. А где дальнейшая реализация, где цифры на гора? Одна говорильня — «мартышкин труд» без труда…