Правительство РФ утвердило план утилизации отходов угольных электростанций и котельных, что весьма актуально для Сибири, где энергетика во многом построена на угле.
Исходя из утвержденного документа, определены такие целевые показатели: доля утилизируемых в стране золошлаков составит к 2024 году 15% (от годового объёма образования) и 50% к 2035 году…
Странная штука: подобными бумажными планами можно, наверное, отапливать столичные и региональные министерства, которые такие планы и разрабатывают, вот только толку чуть. Поговорите о «задумках насчет утилизации» с любым топ-менеджером, директорствующим на предприятии, где есть золоотвал, и он наверняка с гордостью извлечет из кабинетного сейфа «наш экспериментальный кирпич, изготовленный из собственного сырья». При этом расскажет вам об уникальных свойствах стройматериалов, произведённых на базе местного золошлакового отвала, – о низкой теплопроводности, отличной плотности и экологически безвредном химическом составе золы. Менеджер в курсе достоинств этого кирпича, поскольку тот лежит в сейфе на кипе лабораторной документации со времен СССР.
Есть ли надежда, что такие «экспериментальные образцы» будут востребованы производством? Ситуация не беспросветна, если учесть, что деньги в буквальном смысле лежат под ногами – необходим лишь грамотный и хозяйский подход, чтобы их обналичить.
По статистике, в переработку в России идет около 10% золошлаков, что, конечно, несравнимо с любой европейской страной. Но бизнесу вполне по силам увеличить для начала эту цифру в полтора раза в соответствии с принятым целевым показателем на 2024 год. Нужен только соответствующий режим экономического благоприятствования и природоохранный надзор. А то ведь глупо получается – тратить огромные деньги на проекты утилизации твердых бытовых отходов «по цивилизованным стандартам» и в то же время принимать как неизбежное «зло от золы».
Между тем, площадь золоотвалов в России достигла 28 тысяч га, и они становятся существенной экологической проблемой для городов.