Калтан, говорите? В рождественские морозы ядовитый смог накрыл и Киселевск. Казалось бы, откуда ему взяться, ведь около 40 промышленных предприятий за 30 последних лет в этом небольшом городе были ликвидированы.
Год назад, в феврале 2023 года, мы рассказывали в информации «Роспотребнадзор»: на складах все в порядке», что с 2022 года «ожила» вся полоса отвалов разреза шахты N12 и ООО «Участок «Коксовый» — от вокзала до микрорайона Машзавод. Дым различной интенсивности, характерной для отдельных очагов, окутывает округу в радиусе трех километров. Есть дымящие участки горной массы, есть просто черные полосы, образовавшиеся под воздействием разогретой породы и проглядывающие из-под тающего снега.
Жители города на днях стали свидетелями любопытной картины на отвале напротив колбасной фабрики: бульдозер тщетно пытался тушить возгорание то ли угольного пласта, то ли породы с угольными прожилками, но эффект был прямо противоположный. Дымовая завеса лишь нарастала над домами людей, расположенных буквально в 200-300 метрах от очага. «Где же Роспотребнадзор?», — обращались, словно в вечность, пострадавшие.
С полгода назад мы уже рассказывали о дымящих отвалах разреза шахты N 12 (компания «Стройсервис»). Тогда руководство предприятия нашло смелость отрицать очевидное, а глава Киселевска Кирилл Балаганский на встрече с общественниками заявил, что разрабатывается программа тушения пожаров «на складах для хранения грунта». Времени прошло немало, однако программа так и не заработала. А вот ситуация с пожарами на отвалах серьезно ухудшилась. Общественники в буквальном смысле завалили письмами все надзорные и правоохранительные органы.
Досталось, в том числе, и заместителю губернатора Валерию Догадову, осуществлявшему личный прием. Ему неоднократно показывали снимки возгораний, а также отписки Роспотребнадзора – мол, горящих отвалов в Киселевске не выявлено. Правда, присутствующий на приеме глава Киселевска Кирилл Балаганский при виде фото тут же начал «защищать» угольщиков, которые, по его словам, день и ночь заливают очаги глиной, но справиться, мол, с огнем все равно не удается. Высокопоставленный чиновник вроде бы понимает нашу обеспокоенность, но и он в итоге склонен опираться на мнение специалистов из надзорных органов.
Вот только в их выводах, касающихся экологии, сам черт ногу сломит. Напомним лишь некоторые случаи, когда их заключения кардинально расходились. Роспотребнадзор, к примеру, не замечал слив мазута в реку Кривой Ускат, хотя факт этот был признан Россельхознадзором и Росприроднадзором. То же самое касается и свалки промышленного мусора у храма Божией Матери Скоропослушницы, которую с нескольких попыток «узрело» даже министерство экологии и природных ресурсов правительства Кузбасса. А вот большинство надзорных ведомств, похоже, даже и не соизволило послать своих специалистов к месту ЧП.
Уже в этом году, когда дым с отвалов начал интенсивно заполнять городские просторы, обратились общественники и в Ростехнадзор. Заместитель Сибирского управления ведомства А.Г. Михеев отреагировал так: «Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при производственной деятельности разрезов в компетенцию управления не входит».
Интересное кино, а как же тогда быть с приказом по Ростехнадзору под N Пр-469 от 27 ноября 2020 года, который так и называется: «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «инструкция по предупреждению экзогенной и эндогенной пожароопасности на объектах ведения горных работ угольной промышленности»? Документ отнюдь не утратил свою силу и считается действующим до 1 января 2027 года.
В инструкции ведомства, состоящей аж из 228 пунктов, «устанавливаются требования, соблюдение которых предупреждает экзогенную и эндогенную пожаробезопасность при эксплуатации шахт, разрезов, фабрик и породных отвалов». Любопытно, как аттестуются сотрудники угольных предприятий за выполнение установленных Ростехнадзором правил – чисто теоретически? Невзирая на то, что творится там с промышленной безопасностью на самом деле? Такое поневоле приходит в голову, глядя на бардак с дымящимися отвалами по всему Кузбассу. Разве что природоохранная прокуратура иногда реагирует на жалобы людей или чиновников.
А может, господин Михеев считает, что речь идет об отвалах предприятий, давно прекративших свое существование? Спешим разочаровать: перечисленные здесь источники горения – плоть от плоти тех угольных предприятий, о которых говорилось выше. Они не только людей травят, но и продолжают исправно пополнять коммерческие счета за реализуемый уголь.

Годами люди звонят по федеральному номеру службы спасения 112. Московские абоненты подробно записывают адреса, места возгорания, но на этом все их потуги откликнуться и прийти на помощь обычно заканчиваются. Правда, 21 января текущего года эта служба все же передала в МЧС Киселевска информацию о возгораниях. Но лучше бы она этого не делала. Сотрудники МЧС стали допытываться у автора обращения, общественника Сергея Антоновича, почему именно он беспокоится о пожарах, если сам хоть и живет в Киселевске, но вдали от отвалов.
Странная логика у представителей службы спасения – человек должен взывать о помощи только тогда, когда что-то грозит ему лично. А то, что пожар охватил километры отвалов в городской черте и отравляет воздух угарным газом, это рядового жителя города не должно волновать? Это Киселевск – сегодня ветер дует не в твою сторону, но нет никаких гарантий, что его направление не изменится завтра. Вот и более-менее благополучный ранее микрорайон Березовая роща стал покрываться смогом и пылью в те дни, когда ветер дует со стороны Вахрушевского поля и Краснобродского разреза.
Кстати, у того самого Вахрушевского поля, где как грибы растут горящие отвалы, администрация Киселевска планирует освоить 220 миллионов рублей, выделенных на строительство «Экопарка» и лыжной базы. Учитывая коптящее небо соседство, будущий объект вполне можно назвать несколько иначе – эко-крематорий, к примеру.
Владимир Васильев
Фото автора (осень 2023 года, январь 2024)
И как всегда Киселевск не прерывает цепочку своих знаменитых сводок о горящих, коптящих, чадящих отвалах, которые покрывают смогом не только сам Киселевск, но и близлежащие города и поселения. Самое интересное то, что добыча угля идет круглосуточно и круглогодично, роют огромные в несколько ярусов глубокие котлованы, вывозят уголь и породу, возводят высокие отвалы, а когда же будут закапывать эти ямы, складывать эти отвалы обратно и производить РЕКУЛЬТИВАЦИЮ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ? КОГДА БУДЕТ ЗАВЕЗЕН ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ И ПОСАЖЕНЫ ДЕРЕВЬЯ? КТО НИБУДЬ ОБ ЭТОМ ХОТЬ ВСПОМНИТ КОГДА НИБУДЬ? Ведь в договорах так и написано «РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ C ПОПУТНОЙ ДОБЫЧЕЙ УГЛЯ». И не надо забывать о том, что из этих вырытых ям прёт угарный газ метан и идет радиация!!!