или Почему шансы запустить в Кузбассе что-то «машиностроительное-импортозаместительное» равны нулю

Вчера губернатор Сергей Цивилев в который уже раз обнародовал свое видение перспектив кузбасского машиностроения. Телеграм-канал «Кузбасс. Официально» сообщил, что уже 13 предприятий региона, занимающихся выпуском продукции для угольных предприятий, перешли на бережливое производство.

«Сейчас крайне важно в максимально сжатые сроки перевести шахты и разрезы региона на отечественное оборудование и комплектующие, которые не уступают импортным аналогам в надежности и качестве. Это необходимо для стабильной и надежной работы предприятий угольной отрасли и дает новый импульс для развития машиностроения Кузбасса», — подчеркнул Цивилев. 

Далее сообщалось, что «выработка на предприятиях-участниках нацпроекта «Производительность труда» в регионе в среднем за полгода применения бережливых технологий увеличивается на 27%. Эксперты Центра компетенций помогают выявить ключевые производственные проблемы, найти скрытые резервы для увеличения производительности, а также снизить себестоимость продукции».

Каким образом рост производительности труда и бережливые технологии (?) помогут перевести угольные шахты и разрезы на отечественное оборудование, создатели этой сенсационной информации не сообщили, поэтому мы, находясь в здравом уме и твердой памяти, попробуем хотя бы поверхностно оценить масштаб поставленной задачи и её шансы на реализацию.

Прежде всего необходимо сказать, что даже в годы «развитого социализма» машиностроительные предприятия нашей области не претендовали на лидерство и были, скорее, скромным филиалом угледобывающей отрасли региона, выпуская несложное оборудование и детали, что в общем-то устраивало тогдашнюю государственную власть, которая развивала основные предприятия горного машиностроения в Донбассе (Дружковский, Горловский) и на Урале. В постсоветский период многие машзаводы в Кузбассе просто «умерли», не выдержав конкуренции. Оставшиеся предприятия в Юрге и Анжеро-Судженске при всем к ним уважении не делали погоды.

Но самое главное – отечественное угледобывающее и углеперерабатывающее оборудование из-за ориентира собственников угольных компаний на импорт добычной и транспортной техники было в значительной степени вытеснено из шахт и угольных разрезов. Убедится в этом нетрудно, глянув, на каких очистных комплексах устанавливались так называемые «шахтерские рекорды» по добыче и проходке на шахтах, какое оборудование смонтировано на новых обогатительных фабриках, а также какие буровые станки, бульдозеры, экскаваторы и самосвалы работают нынче на угольных разрезах.

Даже в самых буйных фантазиях трудно себе представить, как вся эта техника может быть заменена на «отечественное оборудование», да ещё в сжатые сроки. Если в течение трех десятилетий отечественной горной технике не давали «зеленый свет» на шахты и разрезы, то каким сказочным образом она вдруг начнет серийно производится?

Однако это лишь внешняя оболочка проблемы. Главная и основная её часть заключается в отсутствии кадров. Конструкторы, с которыми без сожаления расстались во времена бурной оптимизации, давно или сменили место работы, или ушли в мир иной. Станочники, механики, технологи и масса других специалистов тоже не стоят в очереди у закрытых заводских проходных. А где проходят практику студенты машиностроительных факультетов вузов и техникумов? А в каких кузбасских колледжах готовят современных станочников? И где те станки, без которых не сделать качественную горную технику?

Но даже сами квалифицированные кадры иметь мало, из них надо ещё создать коллектив. Такая задача под силу немногим управленцам. Берем на себя смелость утверждать, что найти таковых в среде нынешних «успешных менеджеров» будет таким же бесперспективным делом, как и изготовление пули из хорошо известной субстанции. 

В общем, к чему задавать все эти вопросы, ответы на которые известны заранее. Их суть можно свести к простому выводу: никакого импортозамещения горной техники без западных технологий и оборудования в обозримой перспективе не случится, какие бы планы на этот счет не создавались, и какие бы указы не подписывались. В этом мы могли наглядно убедиться в течение всех последних лет, когда Владимиром Путиным провозглашались многочисленные «прорывы», «рывки», объявлялась чуть ли не общая тревога по поводу отсутствия времени «на раскачку»… На деле же суть экономических основ практически не менялась, да и результат был совсем не тот, который декларировался: росло лишь состояние представителей так называемой «элиты», а параллельно увеличивалась коррупционная составляющая.  

Сергей Борисов

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here