Так называемая мусорная реформа, объявленная в Кузбассе больше года назад, на данный момент наглядно демонстрирует свою несостоятельность. И не только наглядно – через усилившиеся неприятные запахи тоже.
Еще в январе нынешнего года, когда многие города и районы области оказались в мусорном коллапсе, губернатор Сергей Цивилев возмущался отвратительной работой региональных операторов севера и юга по обращению с отходами: «Такие методы работы в Кузбассе недопустимы. Ни при каких обстоятельствах останавливать вывоз мусора нельзя, тем более в таком регионе как Кузбасс — с высочайшей плотностью населения. Мы несем ответственность перед жителями».
Тогда же губернатор объявил и о создании в структуре департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса специального отдела, сотрудники которого должны сопровождать мусорную реформу и контролировать соблюдение законодательства в этой сфере. Но, как показало время, ни возмущения губернатора, ни создание спецотдела при правительстве региона, не изменило к лучшему ситуацию по вывозу и утилизации отходов. К сожалению, она только усугубляется. В том числе, на севере Кузбасса.
К примеру, все лето жители Анжеро-Судженска страдают от зловоний, исходящих от мусорного полигона, который расположен на окраине города — туда везут ТБО стразу из нескольких муниципалитетов. Отходы горят, город периодически окутывается смогом, горожане задыхаются, болеют, но в период пандемии должная медицинская помощь им оказывается далеко не всегда и не в полном объеме. Жители жалуются в самые различные инстанции, однако никто не торопится их спасать от ядовитого дыма.
Директор МП «Коммунальное спецавтохозяйство» города Анжеро-Судженск Алексей Ефанов поясняет, что полигон принимает отходы также из Яи, Ижморского и близлежащих деревень. По его заверениям, специально отходы никто не поджигает — они самовозгораются, в том числе и от тлеющего шлака, который жители выбрасывают в мусорные контейнеры. Но сами «аборигены» рассказывают, что не раз общались с рабочими полигона, и им теперь доподлинно известно, что отходы специально поджигают – либо по специальному графику, либо по приказу руководства.
«Я жить не могу, дышать не могу, на ночь тряпкой лицо завязываю, чтобы не задохнуться!», — со слезами на глазах рассказывает горожанка Елена Малышева.
Доцент кафедры менеджмента и бизнес-технологий Кемеровского филиала экономического университета имени Г.В. Плеханова Евгений Харлампенков считает, что выход из сложившейся ситуации только один — сооружение мусороперерабатывающих заводов. По мнению ученого, инвестиции в создание таких предприятий замкнутого цикла потребуются большие. Но они оправдают себя, потому что переработка мусора в небольших количествах, что характерно для большинства кузбасских городов, является низкорентабельной. Вот и свозят сейчас мусор на подобные полигоны, а там часть его уничтожают традиционным способом — сжигают.
Как сообщала еще больше года назад пресс-служба администрации Кемеровской области: «В рамках нацпроекта «Экология» региональным оператором «Чистый город Кемерово» (он работает на севере Кузбасса) проработано инвестиционное решение по строительству нового полигона в Кемеровском районе и мусороперерабатывающего завода в Кемерове мощностью 300-400 тысяч тонн в год, а также реконструкции полигона и строительству мусороперерабатывающего комплекса мощностью 150-200 тысяч тонн в год в Беловском районе». «Ну и каковы промежуточные результаты?», — вправе задать вопрос читатель.
Отвечаем: пока что заверения властей остаются лишь благими пожеланиями. Между тем, администрация Анжеро-Судженска недавно посоветовала обитателям города потерпеть, «успокоив» население тем, что дышать оно полной грудью обязательно будет, но… в 2021 году. Именно к тому времени в областном центре планируется построить крупный мусороперерабатывающий завод, и тогда все отходы северных территорий региона будут доставляться на данное предприятие. Однако известно, что возведение такого завода в Кемерове до сего дня остается под вопросом: общественники и экологи однозначно высказываются против его строительства. По их мнению, ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающего предприятия усугубит и без того неблагоприятную экологическую ситуацию в столице «Зеленого Кузбасса».
Вот и получается, что больше года заседающий в правительстве Кемеровской области спецотдел по реализации мусорной реформы дело с мертвой точки так и не сдвинул – не оправдал вложенных в него бюджетных средств. Да и руководитель региона, заявлявший «Мы несем ответственность перед жителями» (а вместе с ним и главы городов и округов), оказался в очередной раз лишь декламатором идей. Если все данные обстоятельства суммировать, то поневоле задаешься вопросом: а не пора ли по мусорной реформе уже поминки справлять?
Сергей Маринин