Проанализировав данные Росприроднадзора по итогам 2021 года, аудиторско-консалтинговая сеть «ФинЭкспертиза», которая входит в международную ассоциацию Forum of Firms, сделала ожидаемое заключение: негативное воздействие промышленных предприятий России на почву увеличилось на четверть.
Неудивительно и то, что практически весь список регионов, вошедших в десятку антирейтинга, состоит из субъектов Сибири и Дальнего Востока – как мы помним, этими землями, а также их недрами должно прирастать богатство остальной России. Исключение составляет лишь Кировская область, как-то втесавшаяся в этот перечень. Ну, а абсолютным лидером стал Забайкальский край, где была приведена в негодность общая площадь в 42,6 тыс. га. Основным техногенным фактором негативного явления там, как отмечают аналитики, стали лесозаготовительные работы.
Кузбасс на этот раз в лидерах не значится, но и ТОП-10 тоже не покинул, обосновавшись в десятке на последнем месте с показателем 5,2 тыс. новых нарушенных гектаров. То есть, далеко не весь списочный перевод сельскохозяйственных земель в земли для промышленных нужд был связан с желанием правительства региона де-факто утвердить статут уже используемых угольщиками территорий, как об этом нам периодически сообщалось (мол, формальная процедура — просто увеличиваем налоговую базу). Немало новых гектаров вновь ушло на нужды шахт и разрезов. Впрочем, это и без того было понятно, судя хотя бы по возмущениям жителей отдельных селений Кемеровской области, попавших «под раздачу». Ждем еще возрождение и реализацию проекта «Крапивинский гидроузел», чтобы подсчитать уже не количество нарушенных земель, а островки, пригодные для жизни.
Кстати, в топ-списке регионов с наибольшим количеством рекультивируемых земель Кузбасса нет. Хотя тот же Забайкальский край восстановил практически такую же территорию, которую и нарушил – 40 тыс. га. «ФинЭкспертиза» отмечает, что за все время наблюдений (с 2013 года) объем рекультивируемых земель ни разу не превышал объем нарушенных. А значит, разрыв этот с каждым годом увеличивается, представляя серьезную угрозу и для экосистемы, и для качества жизни людей. Одна надежда – на Марс, где скоро будут яблони цвести. Потому что перебраться в европейскую часть России не всем дано – дорого. Да и экономическую мощь страны нельзя сегодня ставить под угрозу – не патриотично это.