Забота о детях, забота о пожилых… Сколько речей, пропитанных, казалось бы, истинным гуманизмом, мы слышим по всякому поводу и даже без него. Однако истинное положение дел слишком далеко от той картины, которую периодически рисуют наши чиновники.
Еще в ноябре 2019-го года «Волость» в статье «Да пошли вы… Старикам везде у нас дорога» рассказывала о вопиющих фактах унизительного прозябания стариков в некоторых кузбасских пансионатах для пожилых людей. В том числе и в пансионате, который находился в поселке Безлесный Яйского района. Там, в странном двухэтажном доме, куда до поры не удосужились переступить порог ни глава местного поселения, ни контролирующие организации, ни социальные службы, ни правоохранители, предприимчивой и ранее судимой кемеровчанкой была обустроена обитель для нескольких десятков немощных и одиноких жителей нашего региона. Каким образом они туда попадали, какие деньги отдавали своей «благотворительнице» за приют, никому не было известно.
Скандал разгорелся после того, как в соцсетях появилось видео, а потом и фото из жизни обитателей этого дома, которые повергли в шок общественность: постояльцы валялись полуголыми на полу, кто-то сидел на кровати без постельного белья, кого-то упаковали в смирительную рубашку… Поражала и антисанитария, в том числе грязные обшарпанные стены на фоне изломанной мебели. В проходных комнатах находились, в основном, лежачие и убогие — таковых там было около полусотни. Кто мог передвигаться – менял памперсы недвижимым и выносил в тазике отходы их жизнедеятельности. Кто им готовил пищу, чем и как их кормили, можно было только предполагать.
Местные жители рассказывали, что у них дворовые собаки лучше питаются, чем несчастные обитатели этого мрачного здания, хозяйка которого всячески открещивалась от происходящего. На все претензии и возмущения она заявляла, что это — её частная собственность, которую она сдает в наём тем, кому негде жить, поэтому никто не имеет права туда вторгаться и что-то там проверять, а работников, которые присматривают за стариками, у неё нет – лишь безвозмездно помогают волонтеры.
После того, как чудовищные факты уже невозможно стало умалчивать, на обитель посыпался шквал упрёков. А параллельно и на местных чиновников, допустивших эти шокирующие условия проживания людей. Словом, пришлось соответствующим службам «проснуться», чтобы показать свою работоспособность. В пансионат потянулись проверяющие. И вот на днях региональный Следственный комитет официально сообщил, что в отношении ранее судимой 47-летней учредительницы пансионата для престарелых, инвалидов и немощных людей завершено расследование уголовного дела. Она обвиняется в выполнении работ и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Уголовное дело уже передано в суд — кемеровчанке грозит реальное лишение свободы.
Во время расследования уголовного дела Следком выяснил, что с февраля 2019-го по апрель 2020-го обвиняемая организовала работу пансионата по уходу за пожилыми людьми и инвалидами. Юридически местонахождение пансионата значилось в Кемерове, а фактически услуги предоставлялись в частном доме на территории Яйского района. Чтобы набрать персонал, предприимчивая хозяйка пансионата разместила в газете объявление о приеме на работу. А чтобы привлечь как можно больше клиентов, в местах скопления людей были развешаны объявления с рекламой услуг пансионата. Однако когда деятельностью пансионата уже заинтересовались контролеры, обвиняемая стала категорически отрицать, что в доме располагается учреждение по уходу за пожилыми людьми и инвалидами. Заявляла, что проживающие в доме люди просто пришли к ней в гости.
Во время проверок было выявлено 44 нарушения норм и правил пожарной безопасности. В том числе зафиксирован факт эксплуатации электропроводов и кабелей с нарушенной изоляцией. Когда у хозяйки дома потребовали устранить опасные для жизни и здоровья людей недостатки, она просто проигнорировала все требования и продолжила оказывать услуги в пожароопасных условиях. Только год назад, в апреле 2020-го года незаконная деятельность обвиняемой была пресечена совместными действиями надзорных и правоохранительных органов, а сам пансионат расформирован.
«Со следствием обвиняемая не сотрудничала, вину не признала, – пояснили в пресс-службе регионального следственного управления, – Однако следствием собраны неопровержимые доказательства причастности женщины к преступлению…».
Казалось, можно бы облегченно вздохнуть и как-то порадоваться финалу этой истории, ведь в данном случае стариков удалось сберечь от нависшей над ними беды. Вот только не дает покоя вполне естественный вопрос: сколько еще подобных пансионатов, похожих на концлагеря, может находиться в других муниципалитетах региона, где предприимчивые дельцы с попустительства властей и контролеров из различных ведомств строят такой вот бизнес?
Сергей Маринин