С 1 января 2021 года в России восстанавливается система медвытрезвителей, которые будут работать платно. В Госдуме законопроект принят почти одновременно и во втором, и в третьем чтениях. Документ вступает в силу вместе с нормативными актами Минздрава, Минтруда и МВД, определяющими виды оказываемой помощи гражданам, находящимся в общественных местах в нетрезвом состоянии и утратившим способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться на местности.

Вводимая система профилактики не лишена актуальности. По крайней мере, для Кемеровской области. В опубликованном десять дней назад «Национальном рейтинге трезвости регионов – 2020», подготовленном экспертами федерального проекта «Трезвая Россия», указано, что шахтерский регион по-прежнему находится на неблагоприятной для себя 59-ой строчке (из 85 субъектов РФ). Это же место область занимала и год назад. Правда, с чуть более лучшим результатом — 38,85 баллов против нынешних 39,25. Увеличение говорит о суммарном ухудшении негативной статистики, включающей в себя повышение смертности от злоупотреблений алкоголем, количество стоящих на учете в наркологическом диспансере, реализованную в регионе алкогольную продукцию в пересчете на литры чистого спирта и т.д.       

Тем не менее, за десять лет все же удалось расстаться с клеймом «одного из самых пьяных регионов страны». Сегодня эта незавидная пальма первенства принадлежит Республике Коми, Чукотке, Удмуртии, Сахалинской и Магаданской областям, набравшим от 45 до 49 балов и более. Однако и до «трезвых» кавказских республик с показателями от 13 до 20 баллов Кузбассу очень и очень далеко. Сможет ли новый утвержденный наспех законопроект как-то улучшить ситуацию? И не только в нашем регионе?

Несомненно, что вытрезвители могли бы наряду с вышеперечисленными в преамбуле плюсами помочь снизить и количество «пьяных» преступлений, увеличивающихся из года в год. Ведь, согласно статистике, треть всех преступлений в стране совершают люди именно в состоянии алкогольного опьянения. По этой же причине убывает и население. Так что реанимировать эти учреждения было, наверное, жизненно необходимо.

Однако тут следует иметь в виду один немаловажный фактор: вернувшиеся из небытия специфические отстойники будут работать по-новому — на базе государственно-частного или муниципально-частного партнёрства. Иными словами, частники будут обслуживать «клиентов», а доставлять их «куда надо» – полицейские. Но, как принято говорить, гладко было на бумаге. В документе есть немало нестыковок и неясностей, которые могут привести к серьёзным недоразумениям между самими партнёрами и населением.

Впрочем, судите сами. На неприятные размышления наводит хотя бы следующий двусмысленный пункт: после осмотра врачом нетрезвый гражданин ДОЛЖЕН дать согласие на содержание в вытрезвителе! Хотелось бы увидеть такого «добровольца». Но самое смешное, что в то же самое время медикам разрешается игнорировать пункт о согласии! То есть, если человек дезориентирован и не понимает, где находится и почему, его будут оздоравливать против его воли.

В протоколах же задержания непременно будет отмечено и неадекватное поведение, и дезориентация, и последняя степень опьянения вплоть до белой горячки… Станет качать права – можно наложить штраф за оскорбление сотрудников «при исполнении», а то и вовсе привлечь к уголовной ответственности. А за что – наши ушлые полицейские подскажут. Благо, опыта борьбы с населением они в последние годы поднакопили. Ведь посторонние не будут знать, как на самом деле вёл себя человек, а свои сор из избы не выносят. 

Словом, перегибов уж точно не избежать. Особенно если и сами полицейские или росгвардейцы захотят в «случае необходимости» (допёк алкаш) показать, какие они «великие и могучие». Ведь все это мы уже проходили, если говорить о негативной стороне работы вытрезвителей из недалеко прошлого: массовые жалобы на избиение, изымание из карманов денежных средств (банальное воровство), целенаправленная «ловля» даже чуть подвыпивших граждан, идущих из гостей или с корпоративной вечеринки… Нередкими были и случаи гибели «отрезвляющихся». Печальный факт из истории Берёзовского тому пример: задержали человека, не заметив, что тот болен, и он к утру скончался.

Пик «борьбы» с алкоголизмом в новейшей истории страны выпал на середину восьмидесятых годов, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года (2458-ХI «Об усилении борьбы с пьянством»). Правоохранители так усердствовали, что в некоторых городах даже возникали бунты против перегибов. Работники милиции на остановках блокировали двери автобусов и… нюхали пассажиров в салоне (рассказывал работник ГОВД, сам участвовавший в таких облавах). Унюхав запах, поднимали едущего домой пассажира с кресла, задавали вопрос, знает ли он, что нельзя появляться в нетрезвом виде в общественном месте, после чего увозили в медвытрезвитель.

Можно ли с уверенностью утверждать, что не будет повторения пройденного? Наши законотворцы сильно рискуют, скрещивая, пардон, ежа с ужом. Словосочетание «частно-государственное партнёрство» со словом «платное» не поддаётся никакому разумному осмыслению. Защитники нового-старого закона считают, что услуга «пьяному господину» должна осуществляться за его же счёт, а не за счёт налогов. Вот только они забыли, что БЕСПЛАТНО частник работать не будет!

По большому счёту, создаётся совершенно новая структура, которую, как ни крути, содержать придётся за счёт «пьяных» денег. Где их взять столько, если не будет клиентов? Частный бизнес сосать лапу не привык, ему нужно преумножать капиталы, в противном случае дело придётся сворачивать. Выход один: нужно иметь как можно больше клиентов. В этом случае не исключён и самый банальный сговор. Частник вполне может договориться с полицейскими: вы усердно работаете, привозите нам как можно больше клиентов, а мы вам «отстегнём».

Уже тридцать лет идёт переформатирование сознания россиян. «Бери от жизни всё» засело в головах людей накрепко. А полицейские – такие же люди, как все. Они тоже могут захотеть взять от жизни «всё», и будут стараться выполнять «план».

Так что возникает глубокое сомнение в пользе привлечения к данному бизнесу частников. Ну, нет доверия к этой категории людей. Они всегда работают на себя, и непременно будут искать любые способы обогащения.

Как один из примеров – цены на услуги медвытрезвителя вполне могут дорасти до гостиничных уровня пяти звёзд. Сейчас предположительно средняя цена обслуживания по стране будет в пределах полутора тысяч рублей. Допустим, за неделю доставлено и «оздоровлено» двадцать человек, это всего 30 тысяч рублей. На такие деньги ни приличной зарплаты, ни условий нормальных для тех же алкоголиков не достигнешь. Бизнес становится экономически невыгодным. И придётся тарифы повышать. Как это делают, к примеру, энергетики в сфере ЖКХ, и всё ещё им мало. Бизнес есть бизнес.

Непонятно также, на каких условиях собираются взаимодействовать бюджетники и частники. Кто предоставлять будет помещения под медвытрезвитель, оплачивать ЖКХ-услуги в небольших городках типа Берёзовского, Топок, Тайги?.. Муниципалитеты? В комментариях говорится, что это – забота местных органов здравоохранения. Позвольте, но бюджеты на следующий год повсеместно уже утверждены, и разделы медицины в них не столь велики на фоне продолжающейся пандемии, чтобы вот так безболезненно изымать миллионы на содержание вытрезвителей. А значит, волей-неволей начнётся охота на клиентов. И вместо того, чтобы дать возможность человеку, находящемуся «подшофе», самостоятельно добраться домой, его будут вести или везти в медвытрезвитель. А тем временем валяющийся в снегу «бомж» так и останется без оказанной медицинской помощи – что с него взять?  

Не случайно в социальных сетях людей сейчас называют «новой нефтью». Из их карманов беспрестанно выкачивают деньги, придумывая всё новые и новые налоги. А теперь уже и целые учреждения начинают создавать. Недолго появиться и соответствующему частному региональному оператору, который будет обслуживать все областные вытрезвители. Мелкий предприниматель такое просто не потянет.

Еще раз отметим: возвращение вытрезвителей может оказаться полезным, но привлекать к решению «пьяной проблемы» частный бизнес, всегда жадный до денег, – очень плохая идея. Борьба с пьянством – общегосударственная задача, и решать её нужно по государственному, без вмешательства частных инвесторов. Иначе все это грозит превращением в элементарное обогащение дорвавшейся до кормушки группы лиц. А люди в очередной раз будут ругать депутатов Госдумы, и бунтовать в случае чрезвычайных инцидентов. А они будут…

Валентина Цыбо

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here