Эко

Если по краям и внутри выгребной ямы, каковой, по сути, Кузбасс и является, натыкать много разных датчиков и приборов, анализирующих в режиме онлайн изменения в её содержимом, то она не станет от этого меньше вонять, да и жить в ней не станет легче.

Аналогия с выгребной ямой не кажется автору слишком натянутым или оскорбительным сравнением, потому как главные богатства Кузнецкого бассейна – уголь и железную руду — много лет выгребают безо всякой меры. Здесь же остаются отходы жизнедеятельности промышленности в виде отвалов горной породы, выбросов угольных электростанций и золошлаковых отстойников. События минувшей недели ещё раз подтвердили, что наши природоохранные ведомства сосредоточены как раз на осуществлении контроля за промышленными выбросами, а вовсе не на требованиях к собственникам предприятий по замене старых технологий на новые. Впрочем, контроль за выбросами – это слишком сильно сказано, скорее — его имитацией под плотной информационно-шумовой завесой дружественных СМИ.

Как иначе, например, расценить размноженное сообщение о подписании губернатором Кузбасса хартии «о принятии дополнительных мер по снижению негативного воздействия при неблагоприятных метеоусловиях». Она предусматривает сокращение или исключение вредных выбросов в те дни, когда из-за погодных условий в городах начинает скапливаться смог. Мол, исполнение требований этого документа положительно скажется на состоянии воздуха в Кемерове и Новокузнецке.

Да с какой это стати – позвольте спросить – очередная кипа бумаг с печатями и подписями сможет очистить воздух? Неужели раньше таких документов не было? Или о них не знали? Но ведь многим хорошо известно, что таких «хартий-шмартий» принято в Кузбассе немеряно. Из них, кстати, можно было бы многие тысячи бумажных фильтров изготовить, однако дыма и пыли за последние годы стало ничуть не меньше. А если дело с атмосферой где-то и улучшилось, то случилось это вовсе не потому, что грозное природоохранное ведомство и его многочисленные чиновники напугали главных загрязнителей, а потому что закрылись сотни предприятий, которые отнюдь не являлись законодателями экологически щадящих технологий. Но и тех, что остались, хватает нам с перебором.

Чуть раньше кузбассовцев обрадовали новостью о завершении экологического форума и создании в КузГТУ программно-аппаратного комплекса для контроля состояния окружающей среды на промышленных предприятиях. Мол, «для определения наличия загрязнения и его концентрации применяется специальное измерительное оборудование, очень быстро считывающее электросопротивление грунта».  Не будем судить, а допустим, что прибор на самом деле хорош, однако каким образом он повлияет на количество выброшенной сажи на производстве кокса, в котором мало что изменилось с позапрошлого века? Представим: воткнут эти приборы в землю аккурат вдоль забора кемеровского «Кокса», увидят печальные результаты, и что? Прямиком с доказательствами в руках в правительство или к депутатам Госдумы? Да не смешите!

Тем не менее, жителям области пытаются внушить, что именно от незнания, что и в каком количестве сыплется нам сверху на головы, кроются причины печальнейшей ситуации с экологией. Поэтому вместе с сажей и кислотным дождем нам на головы падают с верхних эшелонов власти успокоительные сообщения о том, что меры по контролю усилят, приборы по его осуществлению установят, проценты выбросов снизятся, а воду из отстойников можно будет хоть в бутылки разливать для оздоровления.

Экллогия кузбасса

Тем временем население области давно и безо всяким хитрых приборов носом чует и глазом видит все прелести состояния окружающей среды. Только вот поделать с этим ничего не может, потому что данные замеров, анализов и проб для большинства недоступны, а то, что выдается за таковые, просто не с чем сравнить. Это могли бы сделать независимые лаборатории или вневедомственные центры по контролю за окружающей средой, располагающие соответствующими приборами и специалистами. Да где они?! Поэтому нам чуть ли не в ежедневном режиме внушают, что борьба за экологию ведется, что приборы анализируют, а специалисты исследуют, поэтому впереди нас и наших детей ждет лучшее будущее, потому что природоохранная хартия подписана! Видимо, уже принятых законов недостаточно.

В то же время владелец угольных электростанций миллиардер Андрей Мельниченко за много лет не построил в Кузбассе ни одной современной экологически щадящей угольной электростанции. Зато современнейшую яхту себе отстроил чуть ли не через пятилетку после приватизации угольных ТЭС. Есть к нему у власти вопросы? Кто их слышал? Подписал ли он упомянутую выше хартию?

Поэтому публике изо дня в день и дуют в уши информационным ширпотребом про заботу о чистоте и природоохранных рейдах, результаты которых всегда предсказуемы.

Александр Сусоев 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here