На страже

В опубликованном министерством внутренних дел России отчете за январь 2023 года общая оценка по контролю за состоянием преступности в стране дается в лучших бюрократических традициях – оперативная обстановка, если вы сами не догадались, находится «под контролем правоохранительных органов».

Вместе с тем отмечается, что рост регистрируемой преступности в этот месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 1,1%. А проявилось это то ли в результате усиленной борьбы со сбытом наркотиков, то ли в связи с активизацией продаж отравы – так или иначе показатель зафиксированных и отловленных торговцев дурью возрос на 42,2%. Скорее, речь идет все же об активизации продаж, потому что многие другие источники доходов на нелегальном рынке стали еще более проблемными.

Да и сами правоохранители связывают факт усиленной наркоторговли с ростом уличной преступности (на 0,7%), увеличением тяжких и особо тяжких преступлений (на 7,8%), «а также посягательств, совершенных иностранными гражданами» (надо полагать, к их числу прежде всего относятся жители так называемого ближнего зарубежья – рост на 24,4%). Четверть этих «посягательств» относится как раз к распространению наркотиков. Кузбасс, кстати, к числу наиболее проблемных регионов по этой части не относится. Как, впрочем, и к беспроблемным тоже.

Возрос уровень киберпреступности (на 14,2%), но снизилось количество зафиксированных ДТП на дорогах (на 4,1%). Серьезно сократилось в январе 2023 количество изнасилований, грабежей, краж, а вот убийств стало больше. Последнюю статистику, похоже, подпортили преступления, совершенные на территории новых российских регионов, относящихся прежде к Украине. Впрочем, нам с вами более всего интересны тенденции, происходящие непосредственно в Кузбассе – там, где мы живем. Однако однозначно ответить, что дела у нас лучше или хуже, чем в остальной России, не получится. По отдельным показателям преступности Кемеровская область вообще не упоминается, по другим фигурирует в списке наиболее отличившихся.

Статистика мвд
Преступность в общественных местах

Общее количество преступлений в Кузбассе увеличилось на 0,6%. Ненамного, согласитесь — это если не считать, что в целом по Сибирскому федеральному округу отмечено снижение на 0,3%. «Минусом» отметились 6 регионов в СФО, и если бы не Новосибирская и Томская область, где отмечен рост на 8,7% и 16,4% соответственно, то быть бы сибирякам одним из самых спокойных округов в стране. Правда, когда речь заходит о тяжких и особо тяжких преступлениях, эта общая цифра уже не работает. В СФО их количество увеличилось на 6,4%, в Кузбассе – на 6,8%. Тоже вроде бы не страшно – в Новосибирской области рост вообще составил 23,9%. Тем не менее, количество погибших в ходе всех преступлений увеличилось в Кемеровской области на 73,8% — хуже показатели только в Республике Тыва и Нижегородской области.

Также в числе лидеров оказался Кузбасс по показателю «Преступления, совершенные в общественных местах» — с 36,3% от общего количества противозаконных деяний. Уступил он первую строчку в антирейтинге Ярославской области. Кстати, в этот перечень преступлений опять же входит передача наркотиков, а также кражи, нарушения правил дорожного движения… Ну и по традиции наша область вошла в список регионов с самым высоким уровнем преступности несовершеннолетними – здесь Кузбасс уступил «пальму первенства» только Республике Тыва.

Речь, напомним, идет о показателях января 2023 года. Но не грех обратиться и к статистике чуть более ранней: подводя недавно итоги 2022 года, в ГУ МВД по Кемеровской области было отмечено, что несмотря на снижение общего количества зарегистрированных преступлений по сравнению с 2021 годом (47 071 против 50 465), этот уровень в пересчете на 100 тыс. населения остается весьма внушительным – 1 807,5. Он серьезно превышает общероссийский (1 351,2), да и на фоне Сибирского федерального округа (1 651) тоже выделяется не в лучшую сторону. После чего были названы основные причины, влияющие, по мнению полицейского главка, на состояние преступности в регионе.

Отметим лишь некоторые из попавших в список. Падение реальных доходов бизнеса и населения: удельный вес просроченной дебиторской задолженности организаций за произведенные товары и услуги увеличился с 13,2% до 21,5% (самое большое значение по СФО), кредиторской задолженности – с 16,2% до 25,5%, количество убыточных предприятий составило 31,4%. Бедность всегда считалась одним из побудительных мотивов к преступности: отмечено продолжающееся сокращение реальных денежных доходов населения – 97,2% по сравнению с 2021 годом. В очередной раз зафиксирован отрицательный уровень внутренней миграции – уезжает из региона больше людей, чем приезжает, падает рождаемость, растет смертность, а все вкупе способствует росту наркотизации и алкоголизации оставшегося населения…

Но про это вы уже не раз читали. Такое ощущение, что полицейские чиновники писали эту часть оправдательной сводки, опираясь на публикации в «Волости».

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here