Поручение президента решить проблему вывоза кузбасского угля к восточным портам дорогого стоит, но дороже всего оно обходится тем, за кого он не поручался.

Угольные компании, работающие в Кемеровской области, хорошо заработали на ценовом топливном буме, благодаря соглашению с РЖД о приоритетном доступе к перевозкам восточного направления. И надеются, что в дальнейшем будут пользоваться этой преференцией во всевозрастающем объеме. Об этом заявляет Сергей Цивилев, напоминая, что соглашение обусловлено поручением Владимира Путина.

Только как ни велика животворящая сила президентского поручения, а пропускные возможности железной дороги от этого не увеличиваются. Протекция для угледобытчиков Кузбасса, которая по стечению обстоятельств распространяется также на Якутию («Колмар» носа не подточит), обернулась режимом ограничения вывоза для угольщиков Хакасии и Бурятии. Уступая рельсы льготникам, эти республики экспортируют сейчас на восток лишь половину прошлогодних объемов своего энергетического угля. Компании не получили доход, а бюджеты – налоги. Например, в соседней Хакасии потери казны оценивают в районе 3,6 млрд руб. Для небольшой республики это очень много.

В ноябре руководство Хакасии поставило в федеральном правительстве вопрос о восстановлении объемов своего угольного экспорта, распространив на республику систему гарантированного вывоза через Восточный полигон. И не исключено, что добьется «снятия порчи» или отмены «дискриминационного эмбарго», которые, как ни называй, являются образчиками административного вмешательства в рынок. Только поезд, похоже, уже ушел.

Если еще недавно на пике спроса стоимость энергетического угля достигала 220-230 долларов за тонну, то сейчас она упала почти на треть. А к весне, судя по некоторым прогнозам, вернется к уровню 2020 года. Так что размер гарантированной «квоты на вывоз», возможно, уже не будет так важен, как сегодня.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here