И еще несколько слов о прошедшем в Кузбассе форуме «Угольная отрасль — новые реалии». По увереньям замминистра энергетики Сергея Мочальникова, в России растет внутренний спрос на уголь. Причем так резво, что это компенсирует экспортные потери.
Правда, заявляя об этом, замминистра никак не объяснил причины сего чудесного феномена. Он лишь констатировал: с начала года спрос на внутреннем рынке вырос более чем на 7 миллионов тонн. Между тем, тенденция к сокращению потребления угля явственно ощутима в России по меньшей мере уже лет двадцать. И в этом как раз ничего загадочного нет – сказывается газификация в промышленности и в сфере ЖКХ. Так отчего же тогда так одномоментно оживился внутренний рынок угля?
Может быть, резко увеличился спрос на коксующиеся угли в отечественной металлургии? Да как будто не должен. Этот рынок весьма стабилен – на уровне 43-45 млн тонн концентрата. Там потребление, скорее, падает, чем растет, поскольку металлургические компании стремятся внедрять энергосберегающие технологии.
Мало кто знает, что Россия не только продает, но и импортирует уголь. Электростанции, работающие в приграничных с Казахстаном регионах, выигрывают таким образом в логистике. Да и тот же вертикально-интегрированный ЕВРАЗ (как и другие меткомпании) покупает у южного соседа угли отдельных марок. Можно, конечно, предположить, что внутрироссийский рынок оживился за счет резкого сокращения угольного импорта (его объем обычно несколько выше 20 млн т), но с чего бы это? Ни о каких препятствиях в торговле с нашим партнером по ЕАЭС не было слышно.
Если сказанное замминистра Мочальниковым соответствует действительности, то речь, скорее всего, идет не о повышении спроса, а об увеличении предложения. Дело в том, что недавний пик угольных цен на мировом рынке превратил уголь в дефицитный товар в иных регионах самой России. Платежеспособность местных потребителей явно не соответствовала заграничному прейскуранту. И только когда «экспортная гонка» сошла на нет (по причине ограниченных возможностей вывоза и из-за санкций Евросоюза), наш углепром увеличил поставки на внутренний рынок. Вот, пожалуй, и весь секрет «повышения спроса».