Немало бед натворили угольщики на Кузнецкой земле в погоне за сверхдоходами, пренебрегая правами остальных людей на безопасные условия жизни. Однако очень редко правоохранительные структуры своими действиями доказывали, что законы в стране пишутся не только для сантехников и почтальонов, а для всех – и для считающих себя хозяевами новой России «денежных мешков» тоже.
Случай, когда природоохранная прокуратура Новокузнецкого района предъявила серьезные финансовые претензии ЦОФ «Щедрухинская» за земли сельскохозяйственного назначения, загубленные отвалами с содержанием в отходах промышленного производства массы вредных веществ, включая мышьяк, можно считать чуть ли не уникальным. Нет, различных предписаний и до этого, и потом выдавалось немало. Оформленным в столбик претензиям проверяющих вообще нет числа. Но вот чтобы довести дело до суда и взыскать с виновника серьезную плату за ущерб – это вообще можно отнести к случаям уникальным. В 167,95 миллионов рублей убытка оценил суд общей юрисдикции вываленные на земли Новокузнецкого района более 134-х тысяч тонн отходов углеобогащения ЦОФ «Щедрухинская». А вскоре был определен и пострадавший – районная администрация.
Случилось это пять лет назад – в 2014 году. Деньги, согласитесь, для муниципалитета немалые. А если учесть, что средств для выполнения природоохранных мероприятий – на ту же рекультивацию земель или очистку рек – в регионе хронически не хватает, то подобное решение можно было бы назвать самым настоящим подарком для чиновников Новокузнецкого района. Получи и используй их по прямому назначению! Но ни прежние главы администраций (Манузин, Беспалов), ни нынешний (Андрей Шарнин) словно безразличны к решению Фемиды: за все эти годы они не проявляли ни малейшей инициативы, чтобы огромная сумма, наконец, была выплачена и пополнила муниципальную казну.
На прошлой неделе о затянувшейся процедуре по выплате долгов было упомянуто дважды. В Апанасе, на заседании Совета рабочих комитетов Кузбасса об этом говорил Владимир Горенков, предположив, что нашумевшее в свое время дело могут спустить на тормозах, и решение суда так и останется невыполненным. Что, впрочем, было бы неудивительным. Однако буквально в эти же часы в Кемерове проходило заседание арбитража. Ранее виновным за размещение на территории Новокузнецкого района отходов ЦОФ «Щедрухинская» был признан бывший директор фабрики Александр Путинцев. А теперь решением Арбитражного суда к нему добавился еще один ответчик – заменивший ушедшего на пенсию Путинцева Евгений Гречуха, который должен был вывести данные отходы с сельскохозяйственных земель, но почему-то этого так и не сделал.
Любопытно, что аргументы Путинцева о том, что он выполнял прямое указание собственника предприятия Николая Королева ни суд, ни конкурсный управляющий АО «Землеустроитель» Андрей Кольчурин словно не слышат. И тут самое время пояснить, причем тут АО «Землеустроитель» и конкурсный управляющий, если всем известно, что ЦОФ «Щедрухинская», чьими отвалами загажены земли Новокузнецкого района, как работала, так и продолжает работать. Ни о каком банкротстве предприятия на данной момент речи нет. Судя по информации, размещенной на сайте головной компании «Топ-Пром», предприятие реализует ежегодно до 3,5 миллионов тонн продукции в год. Словом, не обанкротилась, не сгинула в неизвестном направлении, а ежедневно отправляет до 100 вагонов обогащенного угля партнерам. Тогда почему за последствия действий юридического лица отвечают исключительно лица физические?
После того, как начались судебные тяжбы, ЗАО ЦОФ «Щедрухинская» было быстро переименовано в АО «Землеустроитель», а затем, в 2017 году, была осуществлена попытка ликвидировать и его, обанкротив. Предварительно все основные фонды из АО «Землеустроитель», естественно, были выведены, в результате чего ЦОФ «Щедрухинская» уже как материальная, а не бумажная единица влилась в холдинг «Топ-Пром» и стала одним из его структурных подразделений. Словно заново родилась фабрика – без каких-либо обязательств за прежние грехи. А в АО «Землеустроитель», не имеющее теперь ни гроша за душой, ввели конкурсное производство с тем, чтобы найти тех людей или ту организацию, которые и рассчитаются за долги перед Новокузнецким районом, выплатив эти самые 167,95 миллионов рублей. Такая вот нехитрая комбинация.
С позиций здравого смысла вроде бы все должно быть ясно как белый день, учитывая тот факт, что руководить процедурой столь тщательного запутывания следов мог только один человек – собственник и наследившей ЗАО ЦОФ «Щедрухинская», и находящегося в стадии конкурсного производства АО «Землеустроитель», и ныне процветающего «Топ-Прома» Николай Королев. Но суд и конкурсный управляющий Кольчурин эту связь или игнорируют, или же не просматривают. Как следует из обширных материалов дела, находящегося в Арбитражном суде, фамилия собственника вообще не фигурирует среди тех, кого планируется привлечь хотя бы к субсидиарной ответственности за нанесенный землям ущерб. Ни разу (!) не обратилась с письмом к настоящему руководителю «Топ-Прома», а не к его наемным менеджерам и администрация Новокузнецкого района с требованием восстановить справедливость и внести на счет бюджета назначенную судом сумму.
Следующее заседание Арбитражного суда Кемеровской области по поиску тех, кто должен выплатить почти 168 миллионов рублей администрации инертного Новокузнецкого района, состоится в конце января будущего года. Даже интересно: если позиция пострадавшего, конкурсного управляющего АО «Землеустроитель» и суда останется неизменной, сколько в итоге столетий эти два «стрелочника» будут выплачивать свалившийся на них долг?
Владимир Максимов