РЖД приступает на Восточном полигоне к опытным грузоперевозкам составами в 14 200 тонн, что вдвое превышает массу эшелонов, считающихся сегодня тяжеловесными.
Экспериментируют железнодорожники не от хорошей жизни – это вынужденная мера. Вызванный санкциями Запада «разворот экспорта на Восток» и, в частности, полный отказ Евросоюза от российского угля (после 10 августа) заставляют РЖД срочно искать инженерные и организационные решения, способные компенсировать в определенной степени недостаточно развитую инфраструктуру Транссиба и БАМа.
Грузоотправители в Кузбассе тоже не чужды экспериментов. РУК «Распадская», например, намерена формировать тяжеловесные составы уже при перевозке рядового угля с шахт «Усковская», «Алардинская» и «Ерунаковская-VIII» на обогатительные фабрики «Кузнецкая» и «Распадская» с последующей погрузкой концентрата в те же эшелоны, отправляемые к дальневосточным портам.
Однако реорганизация работы на подъездных путях предприятий, конечно, не может решить проблем Восточного полигона. А они заключаются не только в наличии «горловин», сужающих пропускную способность магистрали. Движение сверхтяжелых поездов невозможно без локомотивов и тяговых подстанций соответствующей мощности. Нужны новые вагоны и платформы с повышенной нагрузкой на ось. Необходимо усиливать железнодорожное полотно – от рельсов до основания насыпи во избежание их деформации. Требуется иной уровень технологического мониторинга…
В Штатах и Европе тоже практикуют грузоперевозки тяжеловесными поездами (до нескольких сот вагонов!) Но тамошние маршруты по протяженности (обычно не более полутора тысяч километров) не идут ни в какое сравнение с российскими. А, во-вторых, движение супертяжеловесов на Западе осуществляется преимущественно по специальным путям.
Проблему движения «супертяжей» на Транссибе и БАМе «утяжеляет» то обстоятельство, что его придется организовывать на путях общего пользования.