Как известно, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, возглавляющий Госсовет по направлению «Энергетика», вновь выступил с предложением ввести мораторий на повышение тарифов при перевозке угля по железной дороге, а также применять понижающие коэффициенты при экспортных поставках в зависимости от расстояния.
Но на этот раз речь шла не только о восточном направлении, к чему мы давно привыкли. Предоставить скидки Цивилев предложил и на перевозку угля в северо-западные порты страны, чтобы бизнес мог лавировать и не перегружать Транссибирскую магистраль на время реконструкции. Тем более, что количество перевозимого угля в северо-западном направлении, по данным РЖД, в январе увеличилось на 32,9%. Более того, европейские и азиатские цены стали стремиться к общему знаменателю, судя по тому, что стоимость австралийского угля, ввозимого в страны АТР, упала с начала года почти на треть.
В одном из недавних материалов мы уже отмечали, что компании Кузбасса стали гораздо активнее осваивать Северо-Запад. Вместо европейского рынка, отказавшегося от российской продукции, несколько активнее стали покупать российский уголь Марокко, Турция, Израиль, да и в Индию и Китай он стал чаще экспортироваться через Суэцкий канал. Есть, правда, предположения, что часть продукции все же так и продолжает поступать в Европу, а отдельные страны-импортеры выступают лишь в качестве перевалочной базы. Но кто не пойман, тот не вор.
Не все так здорово, как может показаться на первый взгляд. Для российского бизнеса, естественно. Рентабельность большинства таких поставок «Коммерсант» оценивает на уровне 5%. А некоторые аналитики и более детально расшифровали экономическую суть нового явления, дав оценку себестоимости отгрузки на экспорт в северо-западном направлении. Вот как выглядит эта арифметика: около $30 составляет себестоимость добываемой тонны; примерно $15–20 за тонну составляет ж/д тариф до портов Северо-Запада; в пределах $7 на тонну — это плата за вагон; $15 на тонну — затраты на перевалку в порту; где-то $40 составляет фрахт. Итого: $112-125 за тонну с определенными поправками. Без государственного регулирования хотя бы части затрат при усиливающейся тенденции на понижение цен предприятия Кузбасса могут стать поголовно убыточными.
Боже мой, какой маразм возить сырьё через всю страну и продавать его за копейки, при этом ещё оказывать давление на железнодорожный транспорт, вместо переработки угля непосредственно в регионе его добычи. Самое страшное, что данный вариант предлагает ГЛАВА Госсовета по направлению Энергетика! О какой эффективности в нашей экономике, после этого можно говорить!
В общей сложности, переработанный каменный уголь позволяет получать более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз превышает стоимость самого угля.