Опубликованы показатели работы главной отрасли нашего региона за январь-май текущего года. Они остаются не вызывающими оптимизм. 

На угольных складах Кузбасса лежит около 15 миллионов тонн твердого топлива, его отгрузка составила 98,5 % к плану. Много лет нас убеждали, что частник эффективнее государства, что он двигатель технического прогресса и науки, что он смотрит в будущее и вкладывается в развитие. Что ж мы видим в реальности? А то, что за много лет частные угольные компании вместе с учеными – в Кузбассе, между прочим, есть Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН — так и не создали никаких новых современных технологий по переработке угля и его использования, поставив отрасль в полную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. Именно поэтому, а вовсе не от пандемии коронавируса рост ВРП Кузбасса зависит от того, как чувствует себя экономика Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи и т.д. Таким образом, население региона стало заложником многолетней недальновидной стратегии: «Грузи больше, вези дальше».

Экспорт угля в другие страны – самое уязвимое и весьма болезненное место региональной экономики. В сырьевой России – наш регион один из самых знаковых. Сырьевее некуда! Это рабочие места и зарплаты, спрос в розничной торговле, оплата различных услуг, выплаты кредитов. В общем, все другие большие и малые предприятия живут в разной степени зависимости от главной отрасли и экономического здоровья угольщиков. А здоровье это в последние годы сильно износилось. Власть пеняет на коронавирус, однако проблемы начались задолго до начала страхов и переполохов по поводу роста заболеваемости. Ещё одна причина – неразвитость и удаленность транспортного коридора из Кузбасса до морских портов Черного и Балтийского моря, а также портов на дальневосточном побережье. Но её так скоро не решить.

Власть с нетерпением ждет, что вот-вот мировой экономический кризис как-то закончится, спрос вырастет и все пойдет как прежде. Однако мировая экономика хоть и демонстрирует некоторое оживление, но все же далека от прежних темпов. Разумеется, и Кузбассу похвалиться нечем. Очередная порция данных по добыче и отгрузке угля, предоставленная нашим министерством угольной промышленности, оптимизма не принесла: за пять месяцев с начала 2021 года — 97,8 млн. тонн. Этот результат меньше рекордного 2018 года, в котором за январь-май было выдано 102,9 млн. тонн. Весной этого года губернатор С. Цивилев констатировал, что за два последних года общий объем добычи в Кузбассе снизился по сравнению с 2018 годом на 39 млн. тонн.

Напомним, что на добыче полезных ископаемых у нас работает около 100 тысяч человек со средней зарплатой более 60 тысяч рублей. Если этот сектор начнет сжиматься, то десятки тысяч других занятых в экономике людей тоже придется худо. К тому же заработки у них меньше. Все попытки власти подцепить эшелон кузбасской экономики к другим локомотивам — то к строительству, то к массовому туризму какого-то зримого результата не приносят, да по всей видимости и не принесут, потому вся надёжа по-прежнему на уголь, а он лежит, несмотря на то, что цена на него не только на внешнем, но и на внутреннем рынке выросла.

«Волость» уже отмечала, что весьма серьезным конкурентом в поставках угля в страны Азии стали угольщики Якутии – компании «Эльгауголь» и «Колмар». Они тоже поставляют на рынок не только энергетический уголь, но и коксующиеся марки, к тому же географически расположены намного ближе к азиатским потребителям, чем Кузбасс. Минпромгеологии республики уже объявил, что объемы добычи угля в Якутии за 2021 год вырастут почти до 40 миллионов тонн. Кстати, президент России Владимир Путин поручил правительству представить предложения по развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Планируется, что к 2024 году добыча там может выйти на уровень 80 миллионов тонн.

Конечно, пока это планы, но при наличии одного и того же товара с сопоставимым качеством якутский уголь окажется в более выгодном положении, чем уголь кузбасских компаний. Последним остается один путь – на запад, откуда можно отгружать топливо, в том числе и в сторону азиатских потребителей. Однако аналитики считают, что для этого тоже необходима высокая цена, а она может резко снизиться, как это было уже много раз. В общем, без  не единожды упомянутого Владимиром Путиным в разных выступлениях научно-технического рывка Кузбассу из тупика не выбраться.

Сергей Борисов 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А откуда возьмется научно-технический рывок?
    Только общественная собственность на средства производства и результаты труда вкупе с директивным планированием способны кардинальным образом улучшить положение горняков и всех остальных трудящихся России.
    А пока при коммунизме живут только владельцы мега яхт и находящиеся у них на службе чиновники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here