В начале июня финские власти, судя по информации агентства Рейтер, то ли конфисковали, то ли пока лишь арестовали, но в любом случае наложили лапу на 865 железнодорожных вагонов с углем из России. Суммарная стоимость эшелонов — 82 миллиона евро. Агентство сообщило, что владельцами вагонов являются Уралхим-Транс, Русагротранс и Альфа Лизинг, но затруднилось назвать пострадавшие угольные компании.

Известно, однако, что до недавнего времени основу экспорта российского угля в Европу составляли поставки из Кузбасса. Рискнем предположить, что грузоотправителем №1, использовавшим транзитный потенциал железных дорог и портов Финляндии, является, скорее всего, ЕВРАЗ. По свидетельству «Коммерсанта», холдинг первым, еще в 2019 году оценил преимущества финского маршрута, посчитав его весьма перспективным с точки зрения диверсификации экспортных поставок.

Нынче в Кузбассе этот логистический ход вряд ли кому покажется удачным. В апреле активисты Гринписа заблокировали доступ к порту Ханко составам с углем из России. Эко-активисты требовали немедленно прекратить транзит топлива из РФ, не признавая никаких отсрочек с введением в действие пятого санкционного пакета Евросоюза.

А еще раньше, в марте, правительство в Хельсинки намеревалось даже одномоментно остановить транзит любых российских грузов. Причем тогда в Финляндии находились около 5 тысяч товарных вагонов, принадлежащих контрагентам из РФ. Но, так или иначе, весной власти сопредельной страны, известной достижениями «скандинавского социализма», избежали соблазна «скоммуниздить» чужой подвижной состав. Он был возвращен в Россию.

Видимо, в Хельсинки посчитали, что время для экспроприаций такого рода еще не пришло. В марте финский бизнес, следуя рекомендациям родного правительства, едва только начал исход из России. Следовательно, риск нарваться на ответные меры в отношении имущества компаний из Финляндии был очень велик…

И вот теперь, в июле, дело дошло до ареста или даже до конфискации российских вагонов вместе с грузом на территории Суоми. Формальным основанием для «сравнительно честного способа отъема собственности» стали санкции Евросоюза, принятые в отношении российского бизнеса. (Без этих «пакетных декретов» изъятия подобного рода мало чем отличались бы от гоп-стопа в государственных масштабах). Под пресс попали как угледобывающие, так и транспортные компании из РФ. Но что примечательно, запрет ЕС на закупку и транзит российского топлива вступает в действие после 10 августа, а намерение прибрать к рукам чужое добро выказано уже сейчас.

Для справки: на долю угольной генерации приходится лишь около 3% вырабатываемой в Суоми электроэнергии. Спрашивается, зачем стране, энергетика которой менее всего зависит от поставок «грязного топлива», загонять в железнодорожные тупики вместе с угольным товарняком из России свою деловую репутацию? Гадая на эту тему, можно предположить, что таким образом власти Финляндии выражают готовность не щадить своего реноме ради демонстрации солидарности со странами, которые придерживаются радикальных антироссийских позиций. Возможно, таким способом в Хельсинки нарабатывают имидж страны, вступающей в НАТО.

Но есть объяснение и попроще — без экивоков в сторону политеса, но зато исполненное практического смысла. Из-за этой самой европейской солидарности власти Финляндии отказались покупать за рубли трубопроводный газ восточного соседа. И теперь не совсем уверены в том, что Санта Клаус, избравший местом своего обитания Лапландию, одобрит этот прекраснодушный жест и не заморозит финскую промышленность, города и хутора в ближайшую зиму. Поэтому финское правительство пытается скопить на всякий случай любые топливные резервы – в том числе и уголь, который нынче в Европе уже и не укупишь. Биржевые цены на него достигают 400 долларов за тонну!

Александр Ходос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here