Наш регион в российском списке рейтинга качества жизни за минувший год поднялся по сравнению с аналогичным показателем 2019 года на две строчки — с 56 на 54 место (агентство РИА Новости). Заметим, однако, что в 2019 году он опускался ровно на то же место, с какого поднялся ныне. В народе про такие «подвижки» говорят, как о колебательном процессе известной субстанции в проруби.

Впрочем, очередной рейтинг – лишь повод для того, чтобы лишний подтвердить правоту наших выводов по социально-экономической динамике: Кузбасс никуда не движется относительно других краев и областей — в лучшем случае, оставаясь на месте, а реально скатывается вниз. Напомним, что составители рейтинга проводят анализ нескольких десятков показателей, которые объединены в 11 групп по уровню доходов населения, рынку труда и занятости, жилищным условиям, безопасности проживания, демографической ситуации, экологическим и климатическим условиям, здоровью населения, уровню образования, обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, уровнем экономического развития, развитием малого бизнеса, освоенностью территории и развитием транспортной инфраструктуры.

Многие из тех, кто дочитал список до конца, наверняка удивились, что Кузбасс, где наблюдается гамма тяжелейших болезненных признаков, все-таки близок к середине, а не к концу. Значит, есть в стране места, где ещё хуже. Первые строчки традиционно занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область. За исключением первой столичной и околостоличной десятки, каковая, возможно, ещё хоть как-то попадает в рейтинги цивилизованных стран Европы, все остальные области и края России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке – это регионы, которые могут «соревноваться» только сами с собой. Такая уж у них участь — меряться периодически количеством промышленной грязи, вони, нищеты, уровнем пораженности СПИД и туберкулезом, оторванностью от центрального отопления, водоснабжения и канализации. Какой смысл выбирать лучшего из нескольких десятков бомжей? Все полуголодные, больные и ото всех дурно пахнет…

Много месяцев, например, «Волость» отслеживала динамику реальных доходов населения, которые отнюдь не увеличивались, а уменьшались. Более 360 тысяч кузбассовцев живут на доход ниже прожиточного минимума. Если до недавнего времени официальная статистика отмечала рост зарплаты у добытчиков угля, то по данным за январь-ноябрь 2020 даже этот рост сменился падением относительно 2019 года на 3,3%. Губернатор заявил как-то, что строительная отрасль станет локомотивом роста экономики региона. А там как с заработком? А там ровно такой же спад, что и у горняков. Получите и распишитесь!

Именно из-за низкого качества жизни мы и наблюдаем многолетний отток населения из Кузбасса: по нашим подсчетам, в 2020 году уехало примерно 60 с лишним тысяч человек, а приехало на 4 или даже 5 тысяч меньше. Понятно, что по уровню образования и профессионализма такая замена — со знаком «минус». Но в принципе она и не важна, если основа экономики – это  сосредоточение на добыче угля и его скорейшем вывозе в сторону морских портов. Специалисты с другой подготовкой или опытом попросту не найдут здесь применения. За несколько десятков лет в Кузбассе схлопнулись крупные швейные, машиностроительные и химические предприятия. Вслед за этим увяли связанные с ними техникумы и ПТУ, почили в бозе по причине малокомплектности многие школы.

Люди чутко реагируют на этот многолетний застой и разруху. Как мы уже неоднократно писали, уезжает в первую очередь молодежь, а вслед за ними тянутся родители. Никаких пряников для того, чтобы повлиять на изменения или торможение этого процесса, у местной власти нет. Да и нужны ли они? Стратегия выстраивается, по всей видимости, на том, что в Кузбассе есть примерно 100 — 110 тысяч работников в угольной отрасли, столько же на транспорте, примерно 70 тысяч – в металлургии и энергетике, есть ещё их близкие родственники. Вот для них и оставляют энное число школ, поликлиник и других учреждений из сферы обслуживания – таким образом формируется элементарная среда выживания. Все остальные – неоправданная нагрузка на бюджет. Потому и вымирают «лишние» со страшной силой и в тревожном ожидании, станет ли территория региона окончательно похожей на поверхность Луны или Марса.

Сергей Волынцев

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Политика «сильных мира сего»в отношении численности населения земли (золотой миллиард) реально начала воплощаться в жизнь- без военных действий через пондемию, увеличение срока выхода на пенсию, ухудшение медицинского обслуживания, снижение перечня социального обеспечения, безработица, ужасная экология и как следствие — геноцид.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here