В прошлом году в Кемеровской области родилось 18 771, а умерло на 47% больше — 36 491 человек. Эти данные опубликовало вчера областное управление ЗАГС. Таким образом смертность почти в два раза превысила рождаемость. Между тем, каждый умерший до времени работник – прямой убыток для бюджета, составляющий почти 2 млн рублей в год.
Для сравнения: 40 лет назад, в 1983 году, в нашей области родилось 57 328, а умерло 33 638 человек. То есть, тогда счет был в пользу жизни, и рождаемость превышала смертность на те же 47%. Отметим при этом, что смертность и тогда, и сейчас осталась почти на том же уровне, а вот рождаемость снизилась очень заметно – в три с лишним раза! Правда, и население в области за то же время тоже уменьшилось, но всё-таки не так сильно.
Недавно почти все региональные СМИ со ссылкой на слова главы Минздрава Дмитрия Беглова сообщили сенсационную новость: в Кузбассе сердечно-сосудистые заболевания потеряли лидерство в списке главных причин, повлекших смерть людей. Их место заняла смерть от внешних причин. А обусловлена такая «рокировка» высокотехнологичной медпомощью, которая становится всё более доступной для кузбассовцев.
Мы не ставим под сомнение профессионализм медперсонала областного кардиоцентра и других медучреждений, но все-таки сильно сомневаемся, что министр мог такое ляпнуть. Возможно, его слова не так поняли или истолковали, однако и опровержений этого утверждения мы пока так и не увидели. Правды ради, приводим данные Кемеровостата: в 2022 году от болезней системы кровообращения (инфаркты, инсульты) умерло 16 888 человек, а от внешних причин (ДТП, убийства, отравления) — только 3 277 человек. В предыдущие годы соотношение было примерно такое же. Возможно, за 2023 год что-то и изменилось, но вряд ли народ стал вдруг массово травиться и бросаться под колеса транспорта.
Зато тенденция снижения рождаемости специалистами вполне объяснима. Они на разные голоса и довольно давно утверждают, что за последние годы неуклонно сокращается численность женщин репродуктивного возраста — особенно от 30 до 39 лет. К 2030 году их будет еще на треть меньше. Именно в этот период они рожают вторых и третьих детей. В Кузбассе, например, на начало 2023 года насчитывалось 114 645 женщин такого возраста. А вот женщин в 20-24 года, когда меньше всего проблем с репродуктивным здоровьем, было уже заметно меньше — только 60 928, в возрасте 24-28 лет — 63 568 женщин.
Нетрудно предположить, что демографическая ситуация в регионе только по этой причине будет ухудшаться. Мы пока что не говорим о численности молодых мужчин репродуктивного возраста. Отметим только, что здоровых или относительно здоровых среди них совсем немного. Так что Кузбасс ждут тяжелые демографические времена.
Региональная власть призывает молодежь равняться на предыдущие поколения, неустанно рожать детей и уменьшить число абортов. В Кузбассе даже создали рабочую группу, которая займется разработкой мер для исправления тяжелой демографической ситуации. Специальное распоряжение на этот счет было недавно подписано председателем правительства Ильей Середюком.
«В целях организации работы по выработке эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения и демографический рост в Кузбассе: создать рабочую группу по разработке и реализации мер, направленных на повышение рождаемости и снижение числа проводимых искусственных прерываний беременности», – говорится в документе.
Мы, конечно, сильно сомневаемся, что с помощью неустанной бумажной работы демографический кризис удастся хотя бы стабилизировать, но очередной этап виртуальной борьбы за победу жизни над смертью налицо.
Между тем, губернатор Сергей Цивилев то и дело напоминает, что 2024 год объявлен годом семьи, определив при этом главную задачу на ближайший период — создать в Кузбассе высокий уровень жизни. Его интерес в росте населения вполне осязаемый. На недавней конференции «Развитие производительных сил Кузбасса» он сказал:
«Есть за этим не только социальная, но и экономическая сторона. Каждый работающий человек в бюджеты всех уровней в среднем приносит 1,9 млн рублей в год. А теперь считайте, если этот человек не доработал до своих 65 лет, ушел из жизни, оставил семью – жену, детей… А сколько бы он ещё мог сделать для своей страны?! И вот когда начинаешь считать на десятки тысяч людей, то вырисовывается ещё и огромные суммы, которые могли бы быть направлены на развитие Кузбасса».
Тем не менее, естественная и миграционная убыль населения в Кузбассе продолжается. Остановить её могут не только выплаты материнского капитала, семейные песенные конкурсы и призывы равняться на старшие многодетные поколения, но также строительство пусть и малогабаритного, но бесплатного социального жилья, которое в советское время имело почти каждое крупное предприятие (так называемые общежития), увеличение реальных зарплат и много чего ещё. Где деньги взять? А вот из тех самых 1,9 млн рублей в год, которые каждый работающий уплачивает в бюджеты всех уровней. От государства не убудет, а жизнь, глядишь, зацветет.
Александр Сусоев
Хорошего в Кузбассе ожидать не следует. Область катится по наклонной плоскости. У руля стоят неучи и выскочки. Непруха.
Создание рабочей группы ведёт к самоуспокоению власти, что якобы отреагировали на глобальную проблему в регионе и должные меры приняты. Филькина грамота.
Высокотехнологичная медицинская помощь для больных с инфарктом миокарда настолько доступна, что со всего севера и северо-востока области их везут в Кемерово. А расстояние между какой-нибудь деревней, которая находится у границы с Красноярским краем, и областным центром может составлять километров триста. Возят в кардиоцентр и с юга области — из Мысков, например. В лучшем случае теряется так называемый «золотой час», когда повреждения миокарда с помощью стентирования ещё можно свести к минимуму, в худшем случае пациент умирает в машине скорой помощи. И никаких изменений к лучшему в этом деле не предвидится.
Полностью согласна с автором статьи. Ещё хотелось добавить об экологии. Это же кошмар, что твориться в Кузбассе. Воздух отравлен выхлопами от угольных котельных и ТЭЦ. Кругом ведется открытая разработка угля, оставляя народу котлованы и мертвую землю. Реки просто все сплошь заболочены и загрязнены. Просто Кузбасс становится местом где жить опасно для здоровья, не то что бы рожать, поэтому о какой демографии идет речь.