Среднедушевые доходы большинства кузбассовцев не позволяют им расходовать более 700 рублей в день.

Более половины жителей Кузбасса (53,4%) в 2020 году получали весьма скромный доход — от 12 000 до 30 000 рублей в месяц, 25,5% — от 30 000 до 70 000 рублей и 13,2% — это около 351 тысячи человек – довольствовались доходом ниже прожиточного минимума (10 403 рублей в 4 квартале 2020 г.). Такими данными накануне новогодних праздников поделился Кемеровостат.

Уточним при этом, что 3,8% людей жили на доход до 7 000 рублей в месяц – это примерно $100. Таким образом, число нищих в богатейшем сырьем регионе по сравнению с 2019 годом сократилось всего на 0,4%! А если учесть рост цен на всё, да ещё тот факт, что население нашей области уменьшилось за тот год на 20 с лишним тысяч человек, то рост доходов можно считать весьма призрачным или вообще никаким. С чем мы и поздравляем губернатора вместе с правительством!

Заметим, что 53,4% вроде бы финансово «обеспеченных» граждан — это 1 412 777 человек, которые жили на среднеарифметические 700 рублей в день. Можно ли считать эту сумму достаточной для современной жизни, где часто надо платить даже за то, что вроде бы гарантировано конституцией, как бесплатное? Разумеется, нет. Поэтому уровень относительного благополучия большинства кузбассовцев как раз и можно признать за нищету, а те, кто мог потратить ещё меньше – самые настоящие изгои. Вот вам и ответ на вопрос, почему Кузбасс так быстро вымирает, а те, кому ещё не изменило чувство самосохранения и самоуважения, бегут отсюда сломя голову поближе к столицам — за Урал, аккурат по тем же дорогам, которыми шли когда-то в эти места покорители Сибири.  

Осталось уточнить, что уровень призрачного благополучия у нас обозначен «прожиточным минимумом». Многие из тех, кто жил в 1990-е, уже позабыли, что это такое и для чего придумано, а более молодое поколение вообще не понимает, что имеется в виду. Но мы напомним: в СССР бедных тоже было немало. Тогда черту бедности официально не объявляли, но она существовала исключительно «для служебного пользования». Таким образом определялась нижняя граница потребления – минимальный потребительский бюджет (МПБ), обеспечивающий полноценное воспроизводство рабочей силы. На его основе устанавливали минимальную зарплату – не ниже 1,5 МПБ, чтобы 2 работника могли прокормить 1 ребенка.

В советском потребительском бюджете учитывались не только физиологические, но и культурные потребности человека. По оценкам, к малообеспеченным относились 20-25% семей (с детьми и неработающими мамами). Но все-таки это не была критическая бедность, которая гонит людей по помойкам.

Многие из нас хорошо помнят 1992 год и выражение «шоковая терапия», когда цены взлетели в разы, а накопления превратились в пыль. За год цены в России выросли на 2 509% или в 26,09 раз. Эксперты подсчитали, что в итоге более 80% населения оказалось за чертой физиологического выживания. Тогда-то и придумали новый показатель — прожиточный минимум (ПМ). Он обеспечивал простое физиологическое выживание человека и был в 2,25 раза меньше существовавшего ранее МПБ (60 руб. против 135 в ценах 1991 г.). Статистика бедности сразу выправилась. Самое печальное заключается в том, что прожиточный минимум ввели тогда в экстренном порядке, временно, на 1-2 года, но используют его до сих пор. Аккурат в январе нового года в России и будет ещё один юбилей – 30 лет ПМ. Посему следует понимать, что это не уровень даже относительного благополучия, а всё тот же убогий физиологический уровень выживания.

Думается, именно поэтому, подводя экономические итоги 2021 года, Сергей Цивилев во время очередного бюджетного послания говорил про успехи в развитии малого и среднего бизнеса, про нацпроект «Экология» и развитие СТК «Шерегеш» с выделенными на это почти 10 млрд рублей, про десятки тысяч рабочих мест, которые когда-то появятся, о будущих огромных инвестициях в промышленность… и абсолютно ничего о доходах людей. Понятно почему — это полный позор и провал!

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here