Семья грабарей на строительстве Кузнецкого металлургического комбината

У некогда бурно развивающегося Новокузнецка была одна только проблема –экология. Это был самый крупный город в регионе — с развитой инфраструктурой, бережным отношением к культуре и людям, здесь обосновавшимся. Придать ему приставку «моно», которую имеет сейчас южная столица Кузбасса, вряд ли у какого государственного деятеля поднялась бы рука. Понятно, что доминировала здесь черная металлургия, но прекрасно с ней уживались и предприятия цветной металлургии, стройиндустрии, такой важной отрасли, как машиностроение, легкой и пищевой промышленности, добывался уголь – в основном, в шахтах, закрытым способом. Никому и в голову не приходило этот уголок земли с высокой плотностью населения испытать на прочность повсеместным обустройством разрезов.

Первые волнения горняков в 1989 году начались в Междуреченске. Но вскоре именно Новокузнецк стал столицей забастовочного движения благодаря своему географическому положению. Шахтеры из Белова, Прокопьевска, Киселевска, Осинников, Мысков, Калтана, того же Междуреченска проводили здесь совместные акции протеста массово и открыто – впервые с начала воцарения «развитого социализма». Создав, тем самым идеологическую базу для перемен, для перераспределения государственных благ в пользу чубайсят, утверждения повсеместной коррупции, когда целые субъекты Федерации дарятся князькам на разграбление в награду за личную преданность. И воцарения на просторах страны нового Политбюро с мощным аппаратом подавления политических оппонентов, чтобы не повторились события 1989, с организацией почти таких же фальш-выборов, как и во времена Советского Союза.

И вот Новокузнецк — этот город-труженик, награжденный в советские времена двумя орденами — готовится отметить в нынешнем году свое 400-летие. От двух гигантов черной металлургии практически не осталось и следа. Первым был уничтожен Кузнецкий металлургический комбинат – первенец первых пятилеток, одна их кузниц Великой Победы в Отечественной войне. Вернее, если учесть, что рельсобалочный цех на его площадке еще работает, была уничтожена сама память о предприятии.

Память о том, сколько людей, пройдя через голод, репрессии, проживая в землянках и пользуясь лопатой, как главным орудием производства, построили этот комбинат Индустриальной Славы имени Ленина (Сталина), отмеченный государством четырьмя орденами за трудовые подвиги. Эта память никому теперь не нужна, потому что главные бенефициары результатов коллективного труда сотен тысяч людей и их не менее трудолюбивых потомков живут сегодня в замках Новой Зеландии и Британии. Их корыстолюбие, патологическая жадность, неуважение к своим соотечественникам не знает границ.

Они считают, что на них должны молиться уже потому, что металлургия в городе вообще окончательно не разрушена. Что кое-кому из жителей еще выплачивается заработная плата за эффективное пополнение оффшорных счетов компаний, за которыми скрываются довольные физиономии Абрамовича, Абрамова, Фролова… Что они еще как-то финансируют хоккейную команду в городе, для которой, похоже, без нового дворца спорта, без приличной материальной базы уже наступает полный абзац. «Металлург» также скоро останется лишь в воспоминаниях старожилов, да при упоминании имен воспитанных здесь звезд — Сорокина, Бобровского, Орлова, Капризова…

С приходом к власти в Кузбассе чернокнижника Тулеева Новокузнецк стал постепенно угасать, а вскоре и вовсе стал расцениваться как гетто, роль которого была сведена к одному – пополнению областного и федерального бюджетов. Здесь практически приостановилось гражданское строительство, если не считать массы торговых центров, собирающих дань с аборигенов. Да и нужда в этом уже отпала – талантливый народ, чьи отдельные имена хорошо известны не только стране, но и всему миру, стал уже массово покидать землю предков. Часть стала перебираться в Кемерово – в ставку Тулеева, поставившего задачу сделать из заурядного ничем не примечательного областного центра настоящую столицу. Ничем хорошим, правда, это не закончилось, если не считать численность населения – впервые в истории Кемерово на несколько тысяч обошел Новокузнецк. Прямо скажем, пиррова победа.

Расставляя своих людей по муниципалитетам, в Новокузнецк Тулеев старался командировать наиболее ему преданных после того, как был убран последний из городских патриотов-управленцев Сергей Мартин под предлогом злоупотреблений служебным положением. Да, бывший мэр совершил ошибку, обеспечив своих сыновей возможностью строить бизнес, но он наверняка, глядя на то, что происходит в стране, что творит и чему потворствует сам Тулеев, и в мыслях не держал, что делает что-то криминальное. Тулеев же, расставив к тому времени по местам в правоохранительные органы своих людей, с легкостью убрал не только настоящего хозяйственника и патриота города, но и своего прямого конкурента, представляющего опасность.

Так появились в Новокузнецке пришлые Смолего, Кузнецов, чья задача была не работать на благо города, а выполнять безропотно указания свыше. С таким диким непрофессионализмом, который источали эти «специалисты», Новокузнецку в его послевоенной истории сталкиваться еще не приходилось.

400 лет Новокузнецку исполнится в нынешнем году, а выступлению шахтеров, перевернувшему страницу истории страны, – 30 в будущем. В городе снова волнения. Может, кому-то покажется и смешным, но на этот раз – уже против угольщиков. Правда, тех чумазых шахтеров, спускавшихся в забой с забутовкой, теперь встретишь не так часто. Окрестности Новокузнецка постепенно превращаются в то, что нам с детства рассказывали о поверхности Луны, демонстрируя фотографии – изъеденную кратерами безжизненную зону. Это отечественный бизнес рубит здесь бабло наиболее экономным способом – повсеместной организацией разрезов. С пути, мешающего благополучию горстки людей из списка «Форбс», а также тех, кто мечтает туда попасть, сметается все – тайга, поля, дачные поселки и деревни. Даже дороги, десятки лет назад здесь построенные и ведущие к массе населенных пунктов.

Разрез «Березовский». Вернее, его часть

Особенно активно ведется работа на северо-западном направлении, где залегают пласты дорогущего антрацита. Тут необходимо снова сделать небольшой экскурс в историю Новокузнецка. Именно эти земли, учитывая розу ветров, считались когда-то наиболее желанными для жителей экологически неблагополучного города, который до сих пор таковым называет даже президент страны и просит обратить на него особое внимание. Оттуда дул свежий ветерок без примеси городской пыли и опасных для здоровья элементов из таблицы Менделеева. Именно здесь считалось когда-то за счастье получить заветные шесть соток и обустроиться.

Там находились лучшие оздоровительные лагеря для детей, базы отдыха для работяг. Это был оазис для грибников, рыбаков, охотников, просто для любителей выехать на природу. Теперь мы можем говорить лишь о том, что все это было. Вот так наша жизнь с каждым днем становится якобы все лучше, благодаря полученной прибыли от торговли полезными ископаемыми. Именно так интерпретируется властями статья Конституции, гласящая, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». По визуальным наблюдениям непохоже, что здесь «проживает» исключительно Николаев – собственник разреза «Березовский» и другие его собратья из числа обожателей Золотого тельца.

Садовые общества и поселки там превратились теперь в полигон для выживания. О пастбищах уже давно забыли, как и о грибах, охоте, рыбалке. Выращивать урожай на подсобных участках рискуют немногие: слишком уж угольная пыль агрессивная – въедается в плоды как ковш экскаватора в пласт на соседнем разрезе. От постоянных взрывов жизнь становится похожей на выкуривание из Сирии террористов. Приходит в негодность фундамент жилищ, сами строения. И продать теперь эту недвижимость, считавшуюся некогда элитной, невозможно – дураков нет.

И вот что на фоне всего происходящего удивительно: выступающие против откровенного геноцида аборигенов активисты считаются в Кузбассе чуть ли не экстремистами. Они-де мешают партии и правительству строить счастливое будущее для Великой России. Тогда покажите всем нам портреты этих счастливчиков, для которых якобы возводится будущий райский сад. Понятно, что это не жители Новокузнецка и близлежащих поселков, но кто они — эти загадочные и дорогие россияне?

Вряд ли последует внятный и уж тем более вразумительный ответ на этот риторический вопрос. 400-летняя история Новокузнецка ведет свой обратный отсчет. Исполняющий обязанности губернатора Кузбасса Сергей Цивилев проникся нуждами и проблемами бизнеса и подписал на днях постановление о переносе автотрассы Новокузнецк-Костенково. Потому что она рыть и богатеть коллегам мешает. Там, у деревни Березово, в огромной по размерам яме на глубине 100-150 метров ниже уровня моря, и раскинется скоро город-сад. Как и мечтал о будущем Новокузнецка поэт Владимир Маяковский.

Победить в этой войне, объявленной небожителями людям, на данном этапе исторического развития не представляется возможным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here