В администрации правительства Кузбасса представлен новый — дополненный, улучшенный — вариант стратегии развития Кузбасса до 2035 года. Заметим, что прежний был принят примерно два года назад. Однако, как оказалось, стратегия нуждалась в  серьезной доработке, поэтому были привлечены силы более десятка экономистов — в основном, из МГУ, специалисты которого уточняли ее и полировали.

В общем, это известие в очередной раз побудило автора высказать своё сугубо оценочное суждение. К тому же, я уже писал недавно про то, что региональная власть, как впрочем, и федеральная, в основном выдает на-гора пустопорожний трёп про всякие улучшения, которые настанут не сегодня и не завтра, а спустя 10-15 лет. С последствиями как в известной притче с Ходжи Насреддином, взявшемся учить осла разговаривать. Поэтому-то, кроме разве что журналистов, никто и никогда не вспоминает про реализацию прежних планов и стратегий. Вспомнить нечего.

Что же произошло с казалось бы вполне ещё свежей «Стратегией-2035»? Да в общем-то ничего особенного. Она предусматривала развитие Кузбасса по трем сценариям:

— Консервативный — «Стратегия удержания и поступательных улучшений»;

— Целевой — «Структурная модернизация через реформирование базовых процессов в экономике и управлении»;

— Оптимистичный — «Стабильные условия благоприятной внешней экономической конъюнктуры».

Как вы понимаете «оптимистичный» можно было отбросить сразу, потому как он предрекал, что Кузбасс станет «локомотивом» социально-экономического развития Сибири. Предусматривал прорывной рост уровня и качества жизни жителей региона, а также значительное опережение национальных социально-экономических показателей. Не заладилось с оптимизмом как-то сразу.

В общем, чтобы не слишком утомлять и себя и других перечислением скучных административных «за» и «против» того или другого варианта, отмечу, что выбран был второй — то есть, этакая золотая середина. Второй сценарий позволял «обеспечить более высокий уровень жизни населения, большую устойчивость экономики по отношению к циклическим колебаниям рыночной конъюнктуры, а также возможность введения более жестких экологических ограничений на добычу полезных ископаемых».

Этот сценарий подразумевал также такую фантастику, как «накопление финансовых резервов для развития новой экономики (оборудование и материалы для постуглеродной энергетики; новая химия и новые материалы; интеллектуальное оборудование и технологические системы для передовых производств; микроэлектроника нового поколения и необходимая для нее элементная база; новые сегменты сферы биотехнологий; новые сектора здравоохранения и медицины; новое поколение сенсорных и контрольно-измерительных приборов; новые сегменты рынка информационно-коммуникационных технологий». – УФФ!!! Не устали читать? И вот так или примерно так по всей стратегии.

Понятное дело, журналисты далеки от тонкостей развития в Кузбассе микроэлектроники нового поколения, равно как и новых поколений сенсорных приборов измерения. Но, сдается мне, что создатели стратегии тоже не шибко сильны в этих сферах, иначе, прежде чем определять место Кузбасса, они бы поинтересовались местом России в мировой микроэлектронике. А она, скажем мягко, сильно далека от лидеров. Более того, благодаря руководящим стратегам отстала в этой сфере безнадежно.

Так что же отполировали заезжие экономисты? Ради чего надо было привлекать «мозги» МГУ? Сдается мне – всё ради того же пустопорожнего трёпа. Вот что говорится в официальном релизе о проделанной работе: «Долгосрочное видение перспектив Кузбасса отражено в 36 приоритетах, систематизированных в семи стратегических контурах по направлениям: «Кузбасс — регион достойной жизни людей!»; «Стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса»; «Стратегическая диверсификация экономики Кузбасса»; «Стратегическое развитие систем жизнеобеспечения Кузбасса (водоснабжение и водоотведение)», «Стратегирование внешнеэкономических, научно-образовательных, культурных, спортивных связей и международной кооперации»; «Стратегирование научно-технологического потенциала Кузбасса и цифровизации региональной экономики», «Стратегирование финансовой системы и финансовой безопасности Кузбасса».

Тут, как вы понимаете, главные слова – «стратегия» и «стратегирование», вокруг которых собран скучный набор проблем, так и не решенных в Кузбассе. Вот по сути и всё, ради чего собиралось столь представительное заседание. Как водится, на прощание руководитель группы «улучшателей» — заведующий кафедрой экономической и финансовой стратегии МШЭ МГУ Владимир Квинт — оптимистично заявил: «Реализация Стратегии Кузбасса на период до 2035 года и более длительную перспективу обеспечит новый социальный динамизм региона, поддержание и улучшение воспитания молодежи в духе патриотизма, стойкости, толерантности, взаимопомощи, доброжелательности и предприимчивости — замечательных качеств людей сибирского характера». С чем они и отъехали, а мы остались посреди ям и копоти даже без намека хоть на какие-то улучшения.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here