Общие убытки угольной отрасли России в первом квартале могут составить 40-50 млрд рублей. Если же негативная тенденция не изменится, то по итогам года эта цифра может увеличиться до 450 миллиардов, считает комиссия Госсовета по энергетике.
Среди причин сложившейся на этом специфическом рынке ситуации называются падение спроса – в том числе со стороны Индии и Китая, как от главных потребителей российского сырья, снижение цен на мировом рынке, увеличение издержек, связанных с транспортировкой и перевалкой угля, а также введение правительством страны экспортной пошлины.
Это комплекс факторов привел, по расчетам экономистов, к тому, что реализация угля на экспорт за вычетом доставки угля до потребителя через порты Балтики и Тамани стала для угледобывающих компаний отрицательной, составляя –$6 и –$7 за тонну. Не лучше обстоят дела и с грузами с калорийностью до 5000 ккал на 1 кг, отправляющимися через порты Дальнего Востока: там этот средний показатель оказался равен –$5. Положительные значения ($13-$22) имеют на восточном направлении только грузы с высококалорийным углем.
Как недополученные 200-250 млрд рублей кузбасскими компаниями (исходим из того, что половина добываемого в России угля приходится на наш регион) скажутся на состоянии областного бюджета, а значит, и на выполнении социальных программ, сегодня можно только гадать. Среди потенциальных мер поддержки отрасли рассматривается несколько сценариев, включающих, в частности, и отмену экспортной пошлины, и введение снижающего коэффициента в РЖД на дальние перевозки грузов. Может быть скорректирована и цена на перевалку угля в южных и западных портах страны.