В Кузбассе сейчас лежит столько невостребованного угля, что его впору раздавать людям даром, чтобы не нести дополнительных затрат на хранение и переработку.

Минуглепром Кузбасса опубликовал данные работы отрасли за 5 месяцев с начала года. Остатки добытого угля на складах кузбасских предприятий с учетом мая составляют 19 млн тонн, что на 1,2 млн тонн больше, чем его добыто за последний месяц. То есть всех шахтеров и открытчиков уже сегодня можно было бы отправить в отпуск, и никто бы этого не заметил.  

Как известно, твердое топливо имеет свойство самовозгораться, поэтому внушительные остатки надо постоянно перелопачивать тяжелой техникой, что тоже требует немалых финансовых затрат. Шансы вывезти всё это богатство и кому-то продать с каждым месяцем уменьшаются, поэтому для снижения расходов угольным компаниям можно было бы часть этих запасов безвозмездно пожертвовать населению в качестве натурального взноса энергетикам. Таким образом можно было бы компенсировать возрастающую стоимость тепловой и электрической энергии: если брать в целом, то каждому кузбассовцу от дележа этого угольного Эвереста могло бы достаться по 7 с лишним тонн.

Чуда, понятно, не произойдет, потому что владельцев угольных компаний, а также их самых жирных акционеров Запад в течение последних месяцев «сильно обул на бабки». А если, как написано в ст. 9 Конституции РФ, еще и часть «природных ресурсов» направить для «жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», то их жаба окончательно задавит. Ведь к тому непосильно нажитому, что у них ещё осталось в загашниках, надо исхитриться как-то добраться, поскольку кругом санкции.

Недавно мы уже соболезновали владельцу СУЭК господину Мельниченко, его жене и их замечательной яхте ценой в 530 млн евро, арестованной в Италии. Но ведь кроме этого господина главное богатство региона десятками лет вывозят владельцы «Кузбассразрезугля», ОАО «Распадская», «Южный Кузбасс» и т.д., оставляя горы отвалов, шламохранилища и сухие русла малых речек.

Вред от их деятельности, нанесенный окружающей среде, а также здоровью людей и будущему наших детей и внуков, ещё предстоит оценить. Полагаем, что эта сумма будет гораздо выше, чем стоимость всего упомянутого складского угля и яхт, вместе взятых вкупе с личными самолетами, а также зарубежными дворцами и другими ценностями. Однако это в будущем, а сейчас оцениваем лишь результаты их деятельности, которая уже похоронила все намеченные стратегии и планы.

Итак, с начала года общая добыча в Кузбассе составила 93,1 млн тонн, что на 4,7 млн тонн меньше, чем в прошлом, не самом лучшем из-за эпидемиологических ограничений году. Совсем хило выглядят показатели отгрузки топлива – в среднем 7 298 полувагонов в сутки (8 771 полувагонов — в мае прошлого года). Всего 49,3 млн тонн отгружено на экспорт, что на 8,2 млн. тонн меньше уровня 2021 года. При этом в западном направлении отгружено 41,8 млн тонн (- 5,6 млн. т. к уровню 2021 г.), а в восточном — 21,1 млн тонн (- 1,7 млн тонн к 2021 г.). Мы хорошо помним, что по итогам многочисленных правительственных совещаний и заверений высокопоставленных чиновников экспорт угля в восточном направлении должен был расти уже с этого года. Но, как говорится, «не шмогли…»

Разумеется, «ответственным» чинам не с руки давать негативные прогнозы. Они сейчас с удовольствием рассказывают о победах в спортивных соревнованиях школьников, рисуют радугу над перспективами импортозамещения горнодобывающей и всякой другой техники, вызывают аппетит граждан рассказами о семимильных шагах пищевой промышленности, готовой завалить народ едой, которая в отличие от западных продуктов сплошь натуральная, здоровая и вкусная. Однако ухудшающаяся ситуация с углем все же обязывает, поэтому губернатор Сергей Цивилев экстренно прокомментировал и её СМИ:

— В ближайшее время Российские железные дороги должны сообщить нам, сколько они вывезут в третьем-четвертом квартале. Мы обязаны наладить плановую работу по вывозу нашего угля и в восточном, и в западном направлении. Под эту работу надо будет адаптировать добычу, но это будет меньше [в сравнении с прошлым годом].

Некоторый его оптимизм понятен, не по чину губернатору рубить правду-матку с плеча. Однако мы можем с большой долей уверенности сказать, что если ситуация с санкциями не изменится, то никуда уголь из Кузбасса в прежних объемах не уедет. А уж раздавать его начнут на отдельных предприятиях перед банкротством, или на радость людям сильно сбавят цену – гадать не будем.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here