Жителям Кузбасса снова подфартило – объявлено, что теперь они могут взять ипотеку под 3 процента годовых на срок до 25 лет для строительства или приобретения дома в деревне.

Такая возможность открылась после принятия программы «Комплексное развитие сельских территорий Кузбасса на 2020-2025 годы». Вроде бы можно только радоваться, но пока не слышно, чтобы эта хорошая новость – а таковые сейчас в дефиците – активно обсуждалась в сетях или по телевизору. И тому есть причина.

Напомним, «Волость» уже писала об инициативе прежнего правительства выдавать ипотечные займы дальневосточникам под 2 процента, поскольку тамошняя земля пустеет, народ оттуда уезжает в более благополучные города и регионы. То же самое происходит с сибирскими краями и областями. Однако пока для жителей экологически неблагополучного Кузбасса, например, ставка по ипотеке сохраняется в районе 10 процентов. К тому же, застройщики хоть понемногу, но все-таки ритмично повышают стоимость квадратных метров.

Естественно, что при прочих равных условиях жители нашего региона тоже уезжают и берут ипотеку там, где и климат помягче, и работы побольше, и зарплаты погуще, и Москва поближе. В прошлом году, например, за 10 месяцев миграционная убыль населения составила в Кузбассе 2 132 человека. Понятно, что уезжают в основном не люди старшего поколения, а молодежь – искать перспектив и для себя, а главное – для своих детей.

Пересмотрят ли они теперь свои планы, если появилась возможность взять ипотеку под 3 процента в деревне? Навряд ли. Потянутся ли жить в село те, кому негде и дорого жить в городе? Тоже вопрос. И самый первый – зачем? Зачем, если в большинстве сёл несколько десятков лет ломали малокомплектные школы, фельдшерские пункты, не тянули до домов водопроводы и газопроводы, — в общем, с обновленной колокольни плевали на всё то, что формирует качество жизни и хоть какие-то перспективы.

Три процента, конечно, меньше, чем десять, но как отдавать эти деньги жителям деревни, где давно нет никакой работы, и не предвидится, поскольку бывшие животноводческие фермы во многих местах заросли бурьяном, а поля чертополохом, да мелким осинником? Станет ли молодая городская семья даже с одним, а уж тем более с двумя или тремя детьми селиться в деревне, где давно нет надежного автобусного сообщения, где детям негде учиться, лечиться, получать дополнительное образование? Это вопрос с очень предсказуемым ответом.

К слову сказать, на реализацию программы за три года собираются выделить 177,5 миллиона рублей, заявляя при этом, что целями программы являются: повышение качества и уровня жизни граждан в сельской местности, создание достойных условий для их проживания на территории сельских поселений; обеспечение уровня занятости, в том числе после прохождения дополнительного обучения (переобучения), снижение уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, обеспечение объектами социальной и инженерной инфраструктуры и т.д. При этом говорится, что к 2025 году в ИНДУСТРИАЛЬНОМ КУЗБАССЕ, как его любят величать чиновники, планируется повысить долю общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 13 процентов.

Скажем откровенно, 13 процентов в 21 веке — это почти ничего! И 177 миллионов рублей при современных расценках навряд ли хватит, чтобы возродить хотя бы одну не умершую ещё деревню. Отметим, что на начало прошлого года в селах Кемеровской области проживало чуть больше 373 тысяч человек. Теперь уже меньше.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here