Вчерашние срывы в организации движения новокузнецких автобусов на Радуницу воскрешают в памяти бардак первых дней «транспортной реформы» в городе.
Свидетельствую как очевидец: 11 часов утра, от остановки на проспекте Курако змеится гигантская очередь, её хвост шевелится у зоомагазина на проспекте Металлургов. Этот удав готов поглотить разом с десяток автобусов, следующих до Редаковского кладбища, но из-за продолжительных пауз в движении таковых может только источать ядовитые замечания по адресу властей.
Оценив шансы дождаться «экспресс-рейса», собираюсь вызвонить такси. Сосед в очереди останавливает: «Смысла нет. Таксисты берутся доставить только к шлагбауму. Говорят, даже если гаишники пропустят на кладбище, дальше-то все равно пробка».
Программа дня поминовения у меня, увы, обширна, поэтому решаю ехать к ДК алюминщиков, откуда, как было обещано горадминистрацией, ходят автобусы на Кузнецкое кладбище.
…Там тоже очередь, но поменьше. Рядом пустой ПАЗик. Спрашиваю водителя, почему нет посадки. Тот молча убирает с лобового стекла табличку «на Кузнецкое кладбище» и газует прочь. Видя моё недоумение, очередь просвещает: «Да он левачит. И, видно, сам себя боится…»
Минут через двадцать подошел синий «Волгобас». Пассажиров набилось под завязку, но вошли далеко не все. Сноровистый мужичок объявил, пробиваясь сквозь салон: «Цена проезда 25 рублей и только наличными. Льготы не действуют». Собирая денежки, прибавил для сведения особо привередливых: «Это же заказной автобус. Хотите билеты — ждите муниципальный».
…На обратном пути, погрузившись толпой в такой же «Волгобас», пассажиры не иначе, как впервые за полгода, прошедшие с начала транспортной реформы, увидали настоящего кондуктора. Живьем! Охрипшую от крика, обалдевшую от жары, но вполне заводную тетку, с юморком и билетной сумкой. И льготы у неё действовали чин-чинарем.
И вот по прошествии дня, полного дорожных впечатлений, захотелось спросить: что это было? Пассажиропоток, дорвавшийся к вечеру до соцсетей, пытался разъяснить ситуацию самому себе: «Раньше такого столпотворения не было, потому что подавали автобусы еще и на 9 Мая.» — «В прошлом году — да, а прежде на День Победы не было рейсов на кладбища.» — «Как это не было — я же помню, что были». — «Не путайте юбилейные годы и обычные, как нынче, когда рейсы организуют только в родительские дни и на Троицу…»
Осмелюсь влезть в эту полемику с нахальным вопросом: а что если безлошадный человек принадлежит не к православной, а к какой-либо другой конфессии или, не дай Бог, и вовсе атеист? Ему на что тогда уповать при посещении отеческих могил — исключительно на такси? Не всем по карману. На ту же Соколиную гору туда-назад под тысячу выйдет.
Так почему же пассажирские автобусы ходят на кладбища только по известным датам? Отчего нельзя пустить в будни хотя бы коммерческие маршрутки? С мая по октябрь эти рейсы были бы вполне окупаемы. Или организаторы «транспортной реформы» принимают решения, сверяясь только со святцами?
Александр Ходос