Наверняка все помнят, с каким энтузиазмом взялся экспериментально проводить в городе транспортную реформу мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов, обещая пассажирам все возможные блага – электронную оплату за проезд, комфорт, чистоту и тепло в салонах зимой, а прохладу летом, четкое движение по расписанию… Да что там – водителями, одетыми в униформу, пугал. Вот уж поистине: «Не знала баба горя, купила баба порося».
С тех пор, зачистив территорию от представителей местного малого бизнеса и выдав карт-бланш иногородней компании «Питеравто», администрация города вынуждена не только платить из бюджета немалую сумму перевозчику из далекого Санкт-Петербурга, но и решать на месте массу проблем, периодически у него возникающих. Уходящая неделя не стала исключением. Обострилась хроническая болезнь, преследующая перевозчика и организатора скороспелой непродуманной реформы – нехватка водителей в «Питеравто» составляет не менее 150 человек. Водители, которые приехали в город из соседних республик, сейчас уезжают обратно.
Вновь зашел разговор об организации «женского батальона» в транспортном хозяйстве Новокузнецка. Есть некие данные, по утверждению мэра, что в некоторых городах страны водительский состав общественного транспорта на 80% укомплектован дамами. Слабый пол мог бы спасти и Новокузнецк от транспортного коллапса, а администрацию от постоянной головной боли — как все же обеспечить беспроблемную перевозку пассажиров по имеющимся маршрутам. Но подобные разговоры уже были с год назад, и вот опять: необходимо не забывать при этом, что для женщин нужен особый график, предусматривающий возможность водить детей в школу и детский сад, забирать их оттуда. Не говоря уже об организации отдельных моек, комнат отдыха…
Короче, на этом фронте нужны не только санитарки. Правда, все эти разговоры ничем не отличаются от тех, что мы слышали накануне внедрения самой транспортной реформы. Воображение главы города позволяет видеть, как это все должно происходить, потому периодически и повторяются эти намерения. А уж как оно будет на самом деле, если дойдет до попыток реализации столь любопытного плана, никто толком не знает.
Порадовал представитель Управления по транспорту и связи городской администрации, поведавший населению, что подобного стоило ожидать – пассажиры платят за проезд 27 рублей, а фактическая стоимость билета составляет 100. Это что же за такси такое, приходящее на остановку строго по своему усмотрению, чтобы заполнить по максимуму салон пассажирами — как Бог на душу положил. Так вот, оказывается, в чем смысл был одного из постулатов реформы — «вывести транспортный бизнес из тени и сделать его абсолютно прозрачным». Те, кто возил население до ноября 2020 года по 25 рублей, не претендуя при этом ни на какие дотации и компенсации, а потом были отправлены легким росчерком пера на мороз, теперь, наверное, еще больше локти кусают.
Глава города Сергей Кузнецов, как тот Чапаев из художественной исторической киноленты — по-прежнему впереди, на боевом коне. Вот он разбирает ситуацию с представителями «Питеравто»: почему, мол, вы не можете заключить трехстороннее соглашение с местными компаниями, готовящими водителей с соответствующей категорией, и претендентами на вакантные места – чтобы последние учились бесплатно, а, возможно, и по ускоренной программе. Те, естественно, отвечают: нет у нас таких полномочий, такие вопросы может решить только головная контора. Которая, напомним, расквартирована в Санкт-Петербурге. Что ж, Сергей Николаевич, недолго думая, вызывает северную столицу:
«Нужно уточнить трудовой договор. Если человек получил права, прошёл обучение, если ему позволяет здоровье и желание, то он устраивается на работу на определённую зарплату. Вот эти проблемы не решены. Наши автошколы готовы обучать новых курсантов в неограниченном количестве и даже по ускоренной программе. Но для решения этих вопросов нужно присутствие руководства. Приезжайте как можно скорее».
Приезжали – уже было. Но сегодня у руководства основного новокузнецкого перевозчика и в самом Питере проблем хватает – то автобусы вдруг начинают массово воспламеняться, то заводятся какие-то уголовные дела, в которых название компании «Питеравто» фигурирует наравне с созданными ранее дочками…
Евгения Шпакова