Рост цен на экспортном рынке угля спровоцировал ажиотажный спрос на порожняк, а его дефицит — очередную «битву на рельсах» между РЖД и горняками.
Железнодорожное ведомство обратилось в правительство с предложением проиндексировать штрафы для угольных компаний, не выполняющих принятые перевозчиком заявки. А поскольку размер штрафа не менялся с 1998 года (инфляция за все это время составила 1700%), то РЖД предлагает увеличить его в 17 раз!
«Профессиональная неприязнь» российских железнодорожников к своему главному клиенту — углепрому — объясняется пониженными тарифами (в сравнении с тарифами на любые другие перевозки), установленными правительством для грузоотправителей угля. Те же, в свою очередь, злоупотребляют особым отношением к себе, часто не предоставляя РЖД грузы в срок и в оговоренных объемах.
Дело в том, что заказы угольщиков на подвижной состав удовлетворяются в условиях его дефицита прямо пропорционально заявленным объемам. Поэтому угольные компании «спихивают с рельсов» друг друга завышенными заявками, не сообразуясь с пропускными возможностями РЖД и собственных подъездных путей. Если в январе-мае перевозки в восточном направлении (самом востребованным угольщиками Кузбасса) выросли на 3,3%, то объем заявок на перевозку увеличился на 39% и составил 359,7 млн тонн — больше, чем было перевезено за весь прошлый год.
Словом, «чтобы дисциплинка не упала ниже шпал», РЖД предлагает нещадно штрафовать угольщиков. И не просто увеличить шкалу наказаний в 17 раз, но и индексировать её ежегодно сообразно инфляции.