Министерство угольной промышленности Кузбасса опубликовало очередной печальнейший итог работы отрасли: за период с января по октябрь добыли 181,5 млн. тонн угля (январь-октябрь 2021 г. – 200,7 млн. тонн). Остатки уже добытого угля на промежуточных и прирельсовых складах, а также в бункерах обогатительных фабрик на 1 ноября составили 19 миллионов тонн, и пока что не видно, каким образом можно будет стабилизировать ситуацию.
Ноябрь уж на дворе, а «продажная Европа» всё не шлет телеграммы в Москву и Кузбасс возобновить поставки угля, потому что им стало холодно и приходится периодически отключать электроэнергию. Напомним, что ЕС отказалось от импорта твердого топлива из РФ ещё в августе. По этому поводу экономические «знайки» на бесконечных полит-шоу в телевизоре и самые правдивые аналитики российских СМИ писали, что разнеженные европейцы сильно пожалеют о таком решении своих политических руководителей, а финансовые потери стран ЕС окажутся куда больше, чем у терпеливой и могучей России. В общем, пока что изнеженные продолжают упорствовать, а кузбасские угольщики — терпеть.
Заметим, что потери в объемах производства в равной степени понесли компании, занятые открытой и подземной добычей топлива: за десять месяцев открытым способом добыто 120 млн. тонн (в 2021 г. – 129,2 млн. тонн); подземным способом – 61,5 млн. тонн (в 2021 г. – 71,5 млн. тонн). Кроме добытчиков, терпели работники обогатительных фабрик и дробильно-сортировочных установок: общая переработка угля с начала 2022 года составила 147,9 млн тонн (с начала 2021 г. – 157,4 млн тонн).
Там, где запас терпения велик – нет места унынию и пессимизму. В связи с этим уместно напомнить недавние оды «экспертов», выданные на-гора губернатору Кузбасса на Международном форуме «Угольная отрасль – новые реалии»:
— Энергетический кризис по миру только набирает обороты, и углеводороды все больше востребованы. По большому счету мы видим, что горизонт «зеленой» повестки отодвинут: традиционная энергетическая база имеет перспективы, потому что и для масштабного экологичного перехода все равно нужны первичные энергоресурсы в виде базовых углеводородов – нефть, газ, уголь. В Китае, Индии, да и в Европе уголь остается востребованным. В эффективном развитии отрасли, сохранении рабочих мест и улучшении условий труда угольщиков есть огромная заслуга Сергея Цивилева, — заявил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Ему вторил доктор экономических наук Владимир Климанов:
— Мы видим даже увеличивающийся спрос на уголь в качестве энергетического сырья со стороны стран третьего мира, того же Китая. Нужно готовиться к тому, что в ближайшие годы уголь останется востребован на восточных рынках, в связи с чем губернатор Кузбасса уделяет трепетное внимание сохранению объемов его добычи в регионе и наращиванию экологичных ресурсов для переработки.
Жирную точку в дифирамбах поставил депутат Госдумы РФ от Кемеровской области Олег Матвейчев:
— Он уделяет много внимания развитию отрасли с момента, как возглавил регион. Губернатор предупреждал, что восточный вектор будет для нас решающим, не западный. Когда ввели санкции, Цивилев опять оказался прав.
Разумеется, не остепененным званиями и наградами, а потому всегда сомневающимися в управленческих талантах нынешних «менагеров» комментаторам не просто анализировать подобные льстивые перлы сразу, поэтому не откажем себе в удовольствии подвести им итог сейчас, располагая вышеприведенными данными министерства угольной промышленности. Как видим, никакого роста потоков кузбасского угля на восток, увеличения его спроса в странах третьего мира, а равно незначительности экономических санкций не случилось. Смеем полагать – не случится ещё долго, хотя в высоком качестве кузнецких углей у нас нет никаких сомнений.
Остается только удивляться, как же удалось при таком запасе прочности, данным нашим углям миллиарды лет назад, так быстро профукать рынки сбыта?! А ведь «изнеженные» ещё всерьез не начинали. Так что терпения нам! Огромного и бесконечного!
Сергей Борисов
Если б уголёк производили, как самолеты и пароходы, то тогда понятно, а здесь — тупо копай и копай землицу сибирско-русскую вдоль и поперёк. И кто ж знает сколько надо и каков предел копания?