«Уже небо запылало от светящихся реклам, когда по улицам города провели белую лошадь. Это была единственная лошадь, уцелевшая после механизации васюкинского транспорта. Особым постановлением она была переименована в коня, хотя и считалась всю жизнь кобылой. Почитатели шахмат приветствовали ее, размахивая пальмовыми ветвями и шахматными досками…». («Двенадцать стульев». Глава 37. Междупланетный шахматный конгресс).
Руководство Кузбасса, многие десятилетия назад планировавшее «пробить» автомобильную дорогу из Таштагола в Хакасию (или наоборот?), но на практике так до сих пор и не осилившее решение задачи, в этот раз всерьез озадачилось строительством железной дороги в китайский город Урумчи. Все через тот же Таштагол. Впервые о еще одном нью-васюкинском плане было заявлено на последнем Красноярском экономическом форуме. Об этом мы в одной из публикаций «Волости» вам рассказывали чуть более подробно. Напомним лишь, что инициатором строительства новой железнодорожной ветки стал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, а главная проблема, обозначенная в связи с этим участниками дискуссии, звучала так: «Где взять деньги?».
К нашему удивлению, разговор на эту тему нашел продолжение уже в стенах областного правительства. Правда, в несколько своеобразном ключе. Выступая в ходе «круглого стола» «Стратегическое развитие Кузбасса. Фондовый рынок – одно из направлений развития бизнеса региона», первый заместитель губернатора Илья Середюк предположил, что в реализации идеи вполне могут быть заинтересованы китайцы. Недаром же они постоянно интересуются, рассматривает ли российский бизнес концессионный подход к решению тех или иных проблем.
«Если будет проект, — сказал Середюк, — я уверен, придут. Они более мобильны, и как только мы пожмем руки, они построят вперед нас и будут поджидать нас на границе, когда мы подойдем. И найдут деньги».
Что должно произойти дальше, вы наверняка уже догадались. Крайне заинтересованные в этом железнодорожном сообщении угольщики и металлурги тоже скинутся и построят свою частную дорогу с российской стороны. Называться эта ветка может предположительно Южно-Центральный полигон. Стесненные ограниченными возможностями Восточного полигона (Транссиб), по этому пути двинутся эшелоны не только с кузбасским углем и металлом, но и грузы из европейской части страны. На юге Кемеровской области будет построено два «сухих» порта – несколько крупных логистических компаний уже проявила интерес к этой идеи…
Как выяснилось, уже в ходе Петербургского экономического форума между Минтрансом России, РЖД, правительством Кузбасса и ООО «Кузбасский транспортный терминал» было подписано соглашение о взаимодействии при строительстве такого транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Руководитель этой пока малоизвестной в Кузбассе компании (с уставным капиталом один миллион рублей) Александр Кахидзе рассказал пресс-службе областного правительства, что «компания рассчитывает открыть первый этап ТЛЦ в Кузбассе через два года». Объем всех инвестиций не уточнялся, зато прояснились пропорции: 30-50%, предположительно, составят частные инвестиции, а остальные средства будут привлечены в виде банковских кредитов.
Однако транспортно-логистически центры – это одно, а прямая железная дорога в Китай через скалистый Горный Алтай – совсем другое. Чтобы реализовать мечту правительства региона – «Кузбасс, возможно, станет транзитным хабом перед Южно-Центральным полигоном», — нужны не только деньги, но и долгие годы кропотливого труда над ее воплощением в жизнь. Можем ли мы с вами назвать хоть одно экономически успешное мероприятие в регионе в бытность губернатора Сергея Цивилева, кроме инерционного уничтожения плодородных земель разрезами и отравления рек золотодобытчиками? Увы, нет. О реорганизации горнолыжного курорта Шерегеш на европейский лад говорить рано – слишком много еще все тех же нереализованных идей.
Но допустим, чиновники из правительства Кузбасса в этот раз уверены, что вся текущая активность, касающаяся строительства железной дороги в Урумчи, не ограничится проведением одних только совещаний и спецвыпусками для прессы. Не взирая на все прочие идеи и обещания, уже засохшие на корню: чуть снижается актуальность той или иной проблемы, и тут же увядает былой энтузиазм. В конце концов, проект, учитывая его актуальность, можно довести до ума с помощью того же федерального центра. Но…
Где гарантии, что вложение огромных денег для экстренного перераспределения импортно-экспортных потоков в Китай не окажется в итоге не менее пустыми хлопотами, как и былое многообещающее сотрудничество с западной цивилизацией? Историки напоминают, что дружеские отношения между соседними государствами (к тому же, с большими претензиями на свое положение в мировом сообществе) – штука весьма хрупкая и ненадежная.
Евгения Шпакова