Отклики на инициативу команды губернатора Сергея Цивилева, принявшей решение приравнять труд горняка к профессии врача, связывающего добросовестное выполнение своих обязанностей «клятвой Гиппократа», продолжают поступать. Можно было бы уже и не уделять им внимание в силу однообразия негативной реакции – даже люди, всегда положительно оценивающие любые шаги властной вертикали, не смогли найти нужных слов для поддержки. Но проигнорировать мнение ветеранов угольной отрасли региона мы не могли – опубликованный ниже текст заявления принят на заседании Совета рабочих комитетов Кузбасса.

В Кузбассе 24 декабря для работников угольных и горнорудных предприятий ввели клятву горняка. Об этом на своей странице в «Instagram» сообщил заместитель губернатора Кузбасса Андрей Панов. Чиновник сравнил шахтерскую клятву с солдатской присягой и клятвой Гиппократа, которую дают врачи. По мнению Панова, нововведение позволит повысить ответственность горняков и приведет к повышению уровня безопасности на местах их работы. Текст присяги выглядит так:

«Я перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: быть достойным профессии шахтера; честно и добросовестно исполнять трудовые обязанности; четко соблюдать правила безопасности и быть требовательным к себе и к подчиненным; не допускать работников к выполнению обязанностей при возникновении угроз для их жизни и здоровья; стремиться к созданию максимально безопасных условий труда на рабочем месте; не допускать скрытие аварий и несчастных случаев; уважать труд своих товарищей и всегда быть готовым протянуть им руку помощи; честно трудиться во благо Кузбасса».

Смешно, но ведь действительно эта присяга скорее похожа на клятву пионера СССР: «Я, И. Ф., вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». «Будь готов!». «Всегда готов!».

Как отметил Андрей Панов, перед введением клятвы власти проконсультировались с шахтерами. Отныне ее принятие станет для кузбасских горняков обязательным.  Разработчики присяги, можно предположить, по незнанию либо в надежде на незнание и забывчивость горняков пытаются возродить попытки возложения ответственности за аварийные ситуации на рабочих. Вплоть до 1989 года это было определено «Горным Уставом» и законом СССР «Об угле», которые, по требованию бастующих шахтеров, были отменены.

Интересно было бы узнать, где и с кем конкретно проводились консультации по корректировке данного текста присяги, на каких угольных предприятиях? Принимал или нет в выработке окончательной версии какой-либо из профсоюзов угольщиков? Как быть с ответственностью курирующих угольную отрасль чиновников из правительства Кузбасса, а также собственников предприятий, вину которых, личный вклад в трагедию на государственном уровне наконец-то решено рассмотреть более пристально? Соответствующее предложение — разработать клятву и для этих категорий участников подземной добычи — практически сразу же появилось в соцсетях со стороны комментаторов, однако никакой реакции на него так и не последовало.

Удивительно, но, видимо, власти искренне считают, что все разработанные законы по охране труда и меры безопасности, прописанные в инструкциях, если и не бесполезны, то уж точно не идут ни в какое сравнение с клятвой — именно ей суждено стать панацеей от всех проблем и бед в угольной отрасли. И тогда можно будет не придавать должного внимания расходам собственников на безопасность и охрану труда, а любую трагедию можно будет обосновать невыполнением клятвы.

Заметим между делом, что губернатор Сергей Цивилёв тоже давал присягу, когда официально вступал в должность губернатора Кузбасса. 17 сентября 2018 года, будучи в Белом зале администрации Кемеровской области и положив руку на Конституцию РФ, он говорил: «Вступая в должность губернатора Кемеровской области, торжественно клянусь: добросовестно исполнять свои обязанности, защищать интересы Кемеровской области, верно служить народу, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации и Устав Кемеровской области».

Словом, есть с кого брать пример по исполнению клятвы. Где эта верная служба народу? Где «Регион №1 за Уралом»? Где «Зелёный Кузбасс»? А уж как обстоят у нас дела с охраной прав и свобод, знают практически все жители. Население региона прямо кожей чувствует эту самую заботу, зримо ощущает всё, что сыплется ему на голову, и всё, чем он дышит в «зелёном» Кузбассе. Для Кемеровской области эта «гонка по нисходящей» уже обернулась снижением качества и продолжительности жизни, ростом заболеваний, гибелью лесов на особо охраняемых природных территориях, деградацией природных экосистем, непоправимым ущербом культуре и промыслам коренных народов, социальной напряженностью и, как долгосрочное следствие, сужением экономических возможностей Кузбасса и его жителей в будущем. Нет сомнений и в дальнейшем ухудшении перспектив.

Кемеровская область – первая в Российской Федерации по количеству производственных и потребительских отходов. В 2018 году на ее территории образовалось 3,6 млрд тонн – почти половина из 7,3 млрд тонн отходов, образовавшихся на территории всей страны. За девять лет — с 2010 по 2019 годы — ежегодный объем отходов, образующихся от добычи угля, вырос в Кузбассе с 1,8 млрд тонн до 3,8 млрд тонн — более чем в два раза. Более чем вдвое вырос и ежегодный объем отходов, остающихся на хранении или для захоронения на территории предприятий – с 0,9 млрд тонн в 2010 году до 1,9 млрд тонн в 2019 году.

В Кузбассе происходит планомерный процесс уничтожения среды обитания человека, нарушение основ Конституционного строя России, о которых не грех напомнить:

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

И на этом фоне правительство Кузбасса предлагает не разработать план выхода из кризиса, а присовокупить к никчемным гигантским стройкам в лишенном шахт Кемерове еще и клятву горняка, полагая, видимо, что ее наличие может как-то повлиять на общую ситуацию в регионе. Следуя традициям прошлого на Земле Кузнецкой, очередным шагом должно стать введение в штат угольных предприятий официальной должности шамана с выдачей служебного бубна для исполнения обрядов. Кому достанется главный бубен – большой вопрос…

Совет рабочих комитетов Кузбасса

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Андрюша Панов! Тебе это зачем и какого? Не забивай свою голову чужими дурными мыслями, а то козлёночком кликать будут в народе или похуже плебейским словом…

  2. Гнать взашей нерусей с кузнецкой землицы, чтобы не гнали помойные небылицы

  3. Так у него зазноба была поначалу психиатрическим врачом, а затем «колмарской горнячкой»…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here