«Наш регион стремительно развивается», — заявил губернатор Сергей Цивилев на заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, состоявшемся на ушедшей неделе. Сильно сказано!

Вот только притока людей в регион, который неуклонно развивается, что-то не заметно. Более того, статистика упрямо свидетельствует, что население в Кузбассе продолжает неуклонно сокращаться. Только в течение первых двух месяцев с начала текущего года естественная убыль составила более 4,5 тысяч человек, а уехало из Кузбасса почти на 1,2 тысячи больше, чем приехало. Стремительно растут разве только цены и тарифы, но к развитию этот процесс уж точно никакого отношения не имеет.

На том же заседании было обещано выделить Кузбассу льготный кредит на реализацию проектов по реконструкции транспортной инфраструктуры областного центра, что позволит создать более 6 тысяч рабочих мест и ввести в строй 1,4 млн квадратных метров жилья. Планы красивые, но мы как-то привыкли, что далеко не всё из ранее обозначенного воплощено в реальности. «Волость» писала об окончательном заиливании проектов по добыче метана из угольных пластов, громко объявленных ещё в середине «нулевых». Этот газ должен был стать основой новой отрасли региона, да так и не стал. А теперь уж наверняка не станет, потому как природный газ девать некуда. От него Европа отказывается.

Сильно скорректировались планы строительства доступного жилья: за последние годы миллион квадратов за год стал каким-то недосягаемым рубежом для Кузбасса, хотя ещё недавно провозглашались рубежи в 1,5 и даже 2 млн квадратных метров. Так и не стал Кузбасс не то что лидером, но хотя бы каким-то заметным игроком в сфере производства горного оборудования. В общем, если заглянуть в большое лукошко старых обещаний, то окажется, что в нём мало что есть.

Кстати, кто-то ещё помнит 100-метровые рельсы, которые начали выпускать в Новокузнецке много лет назад? Из них должны были «вымостить» скоростные железные дороги, связывающие Васюки…вернее Москву с Казанью и другими городами. Так вот и писали: «Новая продукция кузнецких металлургов будет, прежде всего, востребована в России. Это и развитие скоростного железнодорожного сообщения, реконструкция БАМа и Транссиба, это и другие глобальные инфраструктурные проекты. Без участия кузбасских специалистов их реализация будет практически невозможной. Освоение новых технологий металлургами дает толчок развитию в смежных отраслях».

И где тот БАМ? Где «другие глобальные проекты»? Как там фанерный комбинат, который намеревались построить, да так пока и не построили? А кто ещё помнит радужные заявления на открытии Кузбасского технопарка десять с лишним лет назад, и «призванного стать инструментом формирования инновационной экономики»? Так что хлопать в ладоши насчет очередного чудесного появления новых рабочих мест погодим, ибо уже проходили.

Ко всему прочему, оценивая отчет статистики, нельзя прийти к тому же выводу, к какому пришел губернатор, заявивший о стремительном развитии. Добыча угля по итогам четырех месяцев снизилась почти на 3 млн тонн по отношении к прошлому году (78 млн), а к рекордному 2018 году падение составило почти 5 млн тонн (80,3 млн). К тому же на складах лежит практически месячная добыча – более 18 млн тонн. Напомним, что именно уголь является главной продукцией нашей области, так что падение на несколько миллионов тонн непременно отразится на той же занятости, поскольку «лишнюю» рабочую силу угольные компании, попавшие под пресс санкций, долго держать вряд ли будут.

Ситуацию сильно могли бы изменить те громадные деньги, о которых Сергей Цивилев заявил почти год назад сразу по прошествии Петербургского международного экономического форума.

— Подписанные соглашения имеют стратегическое значение для развития региона. Помимо 51 млрд руб. федеральных средств в рамках программы социально-экономического развития регион получит 300 млрд руб. частных инвестиций. То есть на каждый государственный рубль — более 6 руб. от частного бизнеса. Куда будут направлены эти средства? Мы построим новое жилье, будем развивать инфраструктуру, туризм, транспортную отрасль, в том числе, авиасообщение. Это более чем 11,5 тыс. рабочих мест, которые появятся на время строительства новых объектов. И дополнительно более 7,5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест после завершения строительства. Самое большое достижение нашей команды в том, что Кузбасс стал инвестиционно привлекательным регионом. К нам пошли крупные инвесторы».

Видимо, так и не доехал пока до Кузбасса тот эшелон, доверху набитый инвестициями в проекты и рабочие места. Судя по всему, застрял на той же станции, где похоронены остальные обещания по развитию кузбасской экономики, падающей вниз «стремительным домкратом».

Сергей Борисов

Поделиться:

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Кузбасс напоминает мыльный пузырь, который лопнув от пламенный речей, оставит пустующую московскую бетонную площадку…

  2. Бюджетные деньги расходуются, будто сквозь сито. основная часть оседает на счетах посредников. Неэффективно, воровито, некачественно, равнодушно. Так тратятся деньги, на которые можно было увеличить региональные выплаты на детей! А не эти позорные 500 рублей. Срамота какая

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here