Стратегия развития угольной отрасли России не может быть реализована. Этот печальный для угольщиков вывод прозвучал на Восточном экономическом форуме, который завершается во Владивостоке

«У нас есть в стране угольная стратегия, разработанная, как я понимаю, при участии СУЭК. Наша стратегия провалилась, она нереализуемая в данной ситуации», — заявил в своём выступлении специальный представитель президента РФ по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс. Днём раньше на том же форуме Владимир Путин сказал, что затягивание с расширением пропускной способности железных дорог оказалось просчетом и привело к тому, что Россия не смогла увеличить вывоз угля из Сибири и воспользоваться благоприятной конъюнктурой рынка.

Напомним, что год назад «Волость» в материале «Фиаско угольной стратегии» сообщало о том же самом. Правда, основной причиной мы назвали провал предыдущей стратегии по углю до 2020 года, которая была одобрена ещё в 2002 году на заседании президиума Госсовета с участием Владимира Владимировича в Междуреченске на шахте «Распадская»:

«В результате опережающего роста цен на природный газ и стабилизации цен на уголь соотношение цен на газ и энергетический уголь в области его эффективного применения поднимется с 0,62 в 2002 году до 1/1 в 2006 году и 1,4/1 в 2010 году, составит 1,6-2/1 в последующие годы» — говорилось в ней.

Предсказывалось, что за рубеж пойдет дорогой газ, а «дешевый» уголь будут сжигать внутри РФ на ТЭЦ, котельных да в печках. Заметим, что в разработке той стратегии принимали участие ученые с громкими званиями и титулами. Но вскоре стало понятно, что мировые цены на уголь поперли вверх, и никто из владельцев угольных компаний не собирается довольствоваться внутренним рынком. Тяжелые угольные эшелоны «наперегонки» поперли на восток и на запад, активно стали строится морские терминалы для перевалки угля. В карманы бенефициаров угольных компаний поперла валюта! На европейских верфях для них стали закладываться первые супер-яхты, а в Кузбассе от надрыва одна за другой стали взрываться шахты.

Напомним, что именно в те золотые для владельцев УК годы в Кузбассе произошли тяжелейшие аварии на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» (2007 г.), где погибло почти полторы сотни человек, а затем и на «Распадской» (2010 г.) ушло из жизни 91 человек, а пострадало более двухсот. Разумеется, причины тех аварий официально названы, «стрелочники» наказаны, но вполне очевидно, что главная причина – жадность! Хапнуть здесь и сейчас, а вдруг пруха кончится?! Само собой железнодорожные пути, проложенные к Тихому океану ещё царем-батюшкой, от тяжелой нагрузки тоже пришли в негодность, а БАМ стал хиреть ещё с торжественной укладки «золотого» звена. Именно от жадности никто серьезно не вкладывался в развитие транспортной инфраструктуры, поэтому она и дошла до предела возможностей, когда даже обрушение одного моста через небольшую речку остановило всё, что ехало по ж/д на Дальний Восток.

В общем, расчеты и просчеты рынка «не оправдались», инфраструктура оказалась не подготовлена. И в результате, «мы не можем нарастить экспорт так, как могли бы, а это упущенная выгода и для компаний, и для бюджетов регионов, и для всей страны», — констатировал Владимир Путин, и добавил, что «помнит» все расчеты, на основании которых принимались решения по пропускной способности дорог. «Но жизнь сложилась иначе. Мы недополучили или недополучаем то, что могли бы получить».

Пока что у кузбасских УК остается надежда, что в восточном направлении хотя бы до 2024 года объемы поставок угля вырастут на обещанные 30%. Намерения об этом публично озвучены, деньги вроде бы изысканы, но всё это реализуется, как уже было сказано, «стратегами», если Китай будет покупать наш уголь. А он может и не купить, потому что уже объявил о сокращении потребления угля с 2025 года. Однако, добавим мы, не только в Китае и других странах АТР находится кончик иглы угольной стратегии, а в том, что надорвался сам Кузбасс. И это главная причина, а также повод для создания самой нужной стратегии, где главной темой станут жители Кузбасса, а не уголь, будь он «чистым» или «зеленым».

Сергей Борисов

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Восток — дело тонкое, враз может азиатская ниточка оборваться и во что тогда, прикажите, власть имущая, тупыми рогами упираться. На кого тогда пенять и народ разутым оставлять?

  2. Еще два с половиной года назад в Программном Заявлении Областной общественной организации «Совет рабочих комитетов Кузбасс» было заявлено о необходимости прекращения стратегии практики торговли сырьем, в настоящем моменте — углем, а внедрять в Кузбассе новые экологически чистые технологии переработки угля, шлаковых, обогатительных и разрезных отвалов с реализацией исходной продукции потребителю. Сегодня это прозвучало и, можно предположить, что с теперешнем руководством это в очередной раз останется на уровне разговоров и только.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here