В минувшую пятницу большинство федеральных средств массовой информации, ссылаясь на оперативное сообщение ГУ МЧС по Кемеровской области, рассказало о пожаре на шахте «Юбилейная», случившемся в 2.15 местного времени. Не оставил без внимание произошедшее на предприятии ЧП и корпоративный сайт холдинга «ТопПром», куда это предприятие входит. В 11 часов там появилась «новость» под весьма скромным заголовком: «На шахте «Юбилейная» произошло нагревание кабельной муфты».
Эта злосчастная «муфта», по версии руководства компании, почему-то переполошила и лишила сна не только руководство областного МЧС, срочно направившего на шахту отряд горноспасателей, но и заставила срочно выехать на место события инспекторов Ростехнадзора. А как иначе? Шахта «Юбилейная» по их же инициативе из-за целого ряда нарушений промбезопасности была вынуждена периодически простаивать (в последний раз – 90 суток), после чего два с небольшим месяца поработала – и вот опять! Тут поневоле активизируешься, памятуя о судьбе своих предшественников, попавших под пресс Фемиды после трагедии на «Листвяжной», где погиб 51 человек.
На момент инцидента под землей находилось 118 человек, вскоре все они были выведены на поверхность. Какой был в этом смысл, если, по информации пресс-службы компании, «нагревшаяся муфта» находилась на поверхности — «в камере электроподстанций ЦПП»? Из обрывочных сведений, которые к этому времени стали поступать с места событий, речь идет совсем о другом – о загоревшемся непосредственно в шахте кабеле.
И потому возникла действительно крайне опасная ситуация, учитывая отсутствие экспертиз по уровню загазованности. Этот фактор, кстати, и стал одной из причин длительной остановки шахты – отсутствие необходимых условий для проветривания. Не оказалось результатов экспертиз и к моменту окончания исправительного срока, но сердобольные инспекторы Ростехнадзора, как часто бывает в таких случаях, удовлетворились честным словом управленцев «ТопПрома» и дали «добро» на возобновление эксплуатации предприятия.
«Возгорание было оперативно ликвидировано силами вспомогательной горноспасательной команды шахты. Пострадавших нет», — проинформировало общественность региональное МЧС. Хорошо, когда все хорошо заканчивается. Но для контролирующих органов еще все только начинается. Конечно же, шахта «Юбилейная» теперь будет вновь остановлена на какой-то срок – это уже решать суду. Но скорее всего – на длительный. По имеющейся в сети информации, ряд экспертиз, определяющих уровень опасной концентрации газа, все же поступил на шахту. Только эта новость вряд ли порадует владельцев «нагревшейся муфты» — они отрицательные.
Мы все прекрасно помним о той жуткой трагедии, которая произошла на «Юбилейной» в мае 2007 года из-за взрыва метана. А спровоцировала его как раз искра, образовавшаяся в результате короткого замыкания на кабеле комбайна: тогда погибло в общей сложности 39 человек. Вскоре после этого шахта была законсервирована, а основными причинами решения прежние собственники (EVRAZ) назвали следующие: «В связи со сложными горно-геологическими условиями и опасными условиями труда…». У компании было намерение ее и вовсе ликвидировать, да «Роснедра» не позволили – ведь там залежи дефицитной марки угля.
Но вскоре нашелся новый собственник, решивший разбогатеть на дефиците – Николай Королев. Сейчас он, правда, в местах не столь отдаленных за различные финансовые махинации. Причем, рассмотрено только одно дело, а грядет еще серия судебных слушаний. Но вся беда в том, что и ситуация с промышленной безопасностью в «ТопПроме» обстоит ничуть не лучше. Наверное, иначе и быть не могло: по данным того же Сибирского управления Ростехнадзора, на «Юбилейной» чуть ли не ежегодно теряют по шахтеру в результате аварий. Такого нет больше нигде в Кузбассе. Неужели только еще одна братская могила может стать причиной более серьезного отношения к промышленной безопасности на «Юбилейной»?
…Впрочем, не только инспекторы Ростехнадзора спешно прибыли на шахту, к рассмотрению ситуации с «нагреванием кабельной муфты» подключились и сотрудники Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли. Посмотрим, каким будет совместное решение.
Евгения Шпакова