Черное небо не уходит

На протяжение всей минувшей недели кузбасская власть чуть ли не в ежедневном режиме информировала население об успехах местной промышленности в отмывании «черного кобеля».

Шла речь о модернизации производства АО «РУСАЛ Новокузнецк» по федеральному проекту «Чистый воздух», открытию завода по переработке макулатуры в картон, работе шиноперерабатывающего предприятия «Кузнецкэкология», о различных мероприятиях на кемеровском ПАО «Кокс», где запланировано строительство фильтровальных станций на установке беспылевой выдачи кокса.

Замгубернатора Андрей Панов на своей страничке в телеграмм-канале сообщил, что «для обеспечения постоянного мониторинга показателей выбросов на трубы коксовых батарей будет установлена система автоматического контроля. Она позволит в режиме реального времени видеть, какие вещества и в каком количестве поступают в атмосферный воздух». Тем не менее, морозная безветренная погода снова показала тщетность ранее прилагаемых усилий, накрыв шахтерские города и поселки выбросами труб угольных электростанций и котельных, промышленных предприятий и вплотную примыкающих к ним домов частного сектора. В общем, используя допотопные технологии сжигания угля, трудно надеяться на заметные перемены в состоянии атмосферы, воды и почвы.

А ведь ещё год назад СМИ наперебой сообщали, что Новокузнецк стал лидером по сокращению выбросов в атмосферу в 2021 году! Её загрязнение снизилось здесь на 25 %. Тогда об этом в докладе президенту Владимиру Путину сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко. Сильно ли с тех пор почувствовали новокузнечане это снижение? Какими приборами это зафиксировано? Кто их производил? Где они установлены? На эти вопросы, разумеется, никто из чиновников различных экологических ведомств не дает ответа. Хотя многим и без этого понятно, что если на МАЗ-200 или «Москвич-412» установить весьма дорогие приборы, которые будут следить за числом и скоростью оборота задних и передних колес, уровнем сажи и других вредных выхлопах, то это мало поможет очистке воздуха и скорости движения. Любой автолюбитель скажет, что лучше купить иномарку и не мучиться.

С защитой кузбасской экологии происходит примерно то же самое: установка приборов контроля на источники выбросов предприятий с устаревшими технологиями, вкупе с новыми законами, ужесточающими наказания и штрафы за вред окружающей среде, никак не способны изменить плачевную экологическую ситуацию нашего угольного региона. Похоже, дальше слов дела идут со скрипом Или не идут совсем.

Кто-то наверняка помнит, как в сентябре 2019 года губернатор Сергей Цивилев посетил угольную электростанцию J-Power в Японии, и как его удивила её экологическая чистота: «Никакой чёрной пыли, нет вреда окружающей среде. При этом низкая себестоимость. Именно такую технологию нужно перенимать Кузбассу!», — сказал тогда губернатор. Напомним, что чуть позже Кузбасс посетила японская делегация с намерением развивать подобные угольные проекты. И где они?! Вместо снижения себестоимости в энергетике кузбассовцам с начала декабря в очередной раз повысили тарифы за тепло, горячую воду и электроэнергию. Пожалуй, это единственная технология, которую наши власть имущие научились внедрять без проблем. 

И уже почти анекдотично из уст чиновников звучит старая песня про «добычу газа-метана из угольных пластов». На минувшей неделе во время совещания регионального правительства с руководством подразделений компании «Газпром» её исполнили снова, напомнив, что это безопасность шахтеров и экология, так как метан, попадающий в атмосферу, наносит в 25 раз больше вреда, чем углекислый газ. К тому же, решение этой задачи позволяет существенно улучшить экологическую ситуацию в регионе, повысить туристическую привлекательность курорта «Шерегеш» и в целом повысить качество жизни в отдаленных поселениях. К перечисленному добавили, что в Кузбассе планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа производительностью 220 тыс. тонн в год.

Хотелось бы и нам помечтать, однако, если вспомнить ранее звучавшие и ещё не забытые заявления про разные улучшения, модернизацию и экологические программы, в новые куплеты старой песни верится с трудом. Если не сказать, что не вериться совсем.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here