Рейтинг РИА Новости, фиксирующий долю среднего класса в составе населения российских регионов, созвучен слову «рея», на которой этот класс готов повеситься.

Из шкалы, начертанной экспертами агентства на основе данных 2021-2022 годов, следует, что к среднему классу можно отнести всего лишь 12,9% кузбасских семей. И это еще очень неплохой показатель (21-е место в стране), учитывая, что в целом по России он составляет 11,5%.

Остальное население? Вряд ли ошибусь, если возведу пару-тройку процентов российских семейств в «люксовое» сословие потребителей. Абсолютное же большинство россиян, не вышедших в «середняки», обитает, судя по расчетам экспертов РИА Новости, в социальной нише, сплющенной до размеров одного-двух прожиточных минимумов.

Сейчас уже мало кто помнит, что изначально, «при Ельцине», была учреждена еще одна градация бедности — минимальный потребительский бюджет. Если прожиточный минимум подразумевал уровень физиологического выживания, проще говоря, нищеты, то второй показатель предполагал надежду «перехватить до получки», то есть означал уровень небогатой, но, в общем-то, терпимой жизни. Ныне он рассчитывается, похоже, лишь специалистами Федерации независимых профсоюзов России. (По их данным, минимальный потребительский бюджет сегодня в районе 40-42 тысяч рублей на каждого члена семьи).

В широком же обиходе остался только показатель прожиточного минимума. Им, собственно, эксперты РИА и оперировали, определив нижнюю границу среднего класса в размере двух «минималок» на человека, «остающихся после уплаты кредитов». Иными словами, если семья не обременена займами, а доход каждого члена семьи в районе 20-22 тысяч рублей, эту ячейку общества можно считать «середняцкой». И выходит, что доля таких домохозяйств в стране удручающе мала.

Но это, по версии РИА Новости. А считать можно по-разному. Вот, скажем, Всемирный банк полагает, что к среднему классу относятся те, кто зарабатывает в 1,5 раза больше местного прожиточного минимума. Исходя из этого соотношения, пару лет назад Владимир Путин заявил в интервью ТАСС, что 70% россиян можно с уверенностью зачислить в средний класс.

Впрочем, президент, беседуя тогда с корреспондентом, сослался на методику мирового ростовщика, по-моему, с некоторой долей иронии, давая понять, что расчеты такого рода весьма условны, поскольку определение среднего класса не сводится только к величине заработка. Так-то оно так, но нельзя не согласиться с собеседником Путина, который заметил, что полуторакратный прожиточный минимум, тем более в его «русском размере», низводит наш средний класс до уровня «посредственного».

Нет, конечно же, «середняцкий разряд» народонаселения нельзя измерять, исходя лишь из толщины бумажника. Тут надо учитывать и уровень образования, и род занятий, и образ жизни. Однако эксперты РИА Новости не приняли во внимание эти характеристики, присущие среднему классу как многомерному социальному явлению. Что ж, будем исходить из их установки.

Из преамбулы к рейтингу следует, что во главу исследования положены признаки материального достатка – учитывались возможности семьи скопить на автомобиль, ездить ежегодно на отдых в отпуск, иметь благоустроенное жилье, соответствующее составу семьи. И все это из расчета 20 копеек, простите, 20 тысяч рублей на человека. (Эта оговорка оттого, что вспомнился секрет еще «старосоветской», но страшно эффективной диеты: можно есть в любое время суток, все, что угодно, не отказывая себе ни в чем, но строго на 20 коп. в день).

Еще раз уточним: в определении параметров «середняцкого разряда» в РИА Новости исходили из расчета подушного дохода в размере не менее чем двух прожиточных минимумов (при условии, что семья не закредитована). Удивительно, но в рамки этого довольно скромного по благосостоянию «миддл класса» вписались, как было сказано выше, всего лишь 11,5% российских домохозяйств, в том числе 12,9% кузбассовских. Причем наш региональный показатель втрое выше, чем, скажем, у Алтайского края (3,9%), и вдвое превосходит горно-алтайский (6,3%).

А, между тем, как было сказано выше, президент в 2020 году говорил о принадлежности к среднему классу 70% россиян.

По известным причинам время, минувшее с той поры, явно не способствовало росту благосостояния в стране, но неужели доля «середняков» могла за столь короткий период сократиться в разы? Единственное объяснение этому «феномену» заключается в том, что доходы подавляющего большинства россиян как раз и укладываются в диапазон от 1,5 до 2 прожиточных уровней. И стоило составителям рейтинга сделать «проходной ценз в средний класс» чуть выше, как доля этой социальной группы в российском народонаселении уменьшилась радикально.

А ведь разница между 1,5 и 2 прожиточными минимумами в номинальном выражении составляет всего-то около 5 тысяч рублей. Казалась бы, эта величина не настолько критична, чтобы существенно влиять на «середняцкий процент». Но когда эксперты убрали из своих расчетов эти самые «ни два, ни полтора», доля среднего класса в российском социуме уменьшилась едва ли не на порядок.

Перечень тех, кто в нем остался и останется при любых подсчетах, очевиден – семьи предпринимателей средней руки, топ-менеджеров, высококлассных специалистов и, конечно, основу среднего класса составляют чиновники и госслужащие — бюджетники, одним словом. Но далеко не все. Скажем, размер зарплат учителей, работников культуры или врачей вряд ли позволят причислить их к этому сословию, если они не имеют отношения к руководству своих учреждений. Хотя во всем остальном – род деятельности, уровень образования, поведенческие навыки – они, конечно же, типичные представители среднего класса.

На днях стало известно, что Минтруда подготовил законопроект, обязывающий руководителей государственных и муниципальных учреждений — а к ним относятся директора школ, заведующие детсадами, главврачи больниц и поликлиник — отчитываться о своих расходах, а также расходах супругов и других членов семьи. Подобным контролем в правительстве пытаются противодействовать злоупотреблениям, которые приобрели широкий размах после того, как руководители таких заведений получили большую свободу в распоряжении бюджетными средствами и, в частности, фондом заработной платы.

Только вряд ли такая мера компенсирует постоянные «недовложения в человеческий капитал». А этим грешны в России как власти, так и бизнес.

Александр Ходос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here