В субботу на территории одного из коммерческих предприятий Кемерова состоялось первое заседание рабочего органа Совета рабочих комитетов Кузбасса – исполкома. На мероприятии присутствовало вместе с приглашенными сторонниками более 20 человек, представляющих города Междуреченск, Прокопьевск, Новокузнецк, Кемерово, Белово, Анжеро-Судженск и Новокузнецкий район.
Повестка дня хоть и была определена заранее, согласована со всеми ее членами, однако в ходе работы неоднократно корректировалось. Но главная задача при этом оставалась незыблемой – подойти сначала к конференции, а затем и к съезду с четкими и понятными каждому формулировками предстоящей общественной деятельности. По предварительным планам, оба мероприятия должны быть проведены в самое ближайшее время. Первое – до конца нынешнего года, второе – в начале первой декады года 2020.
Рабочая группа, занимающаяся юридической регистрацией НКО, рассказала о проделанной работе. В сентябре, как известно, местная юстиция отказалась регистрировать Совет (СРКК), составив огромный список из допущенных нарушений. Как рассказал заместитель председателя исполкома беловчанин Борис Лебедев, большинство из перечня нарушений – претензии формальные, которые при желании можно было бы поправить за полчаса. Скажем, у кого-то при ссылке на личные данные был обозначен город, но отсутствовало указание на регион – Кемеровскую область. И так далее.
Когда встала дилемма, что с этим делать – идти в суд или привлечь более опытных юристов, то остановились на втором варианте. Суд может растянуться на неопределенное время, а в интересах организации – скорейшее юридическое оформление. Об итогах следующей попытки станет известно теперь ближе к 7 ноября, если ориентироваться на знаменательные даты. Все прекрасно понимают, что регистрация – весьма важный фактор, который при вынесении положительного решения позволит и активизировать работу на местах, и вести диалог с чиновничеством совсем с других позиций.
Затем была озвучены действия СРКК по навету руководителя Росуглепрофа Ивана Мохначука, который на совещании у президента перед Днем шахтера высказал предположение, что возрождение Совета рабочих комитетов Кузбасса инициировано из-за рубежа. Лебедев рассказал, что «на эту кляузу – подлую и несправедливую» в администрацию президента отправлено письмо, в котором отмечено, что данная ложь не имеет никакого отношения к действительности. Насколько можно было понять, особенно обидно было бывшим шахтерам и участникам забастовочного движения, что этот выходец с севера, выбивший себе в смутное время место под солнцем в столице, от имени Росуглепрофа наградил себя званием могильщика рабочего движения в Кузбассе. «Еще не вечер», — можно было понять из реплик собравшихся в Кемерове.
Однако жаркие дискуссии были впереди. Некоторые разногласия появились после того, как было положено началу формирования повестки дня будущей конференции. Вроде бы две самые главные задачи, которые планировалось вынести на рассмотрение расширенного состава Совета, признаны незыблемыми – повышение благосостояние жителей Кузбасса и экология. Но вот как подавать соратникам это «блюдо» – тут пришлось искать консенсус. Кто-то считал, что сотрудничество с вертикалью власти по принципиальным вопросам – единственно правильный на данном этапе путь, кто-то не видел в ней партнера вообще: «Что значит эта фраза в выдвигаемых требованиях «создать условия для…»? Они уже давно создали для себя все условия. Для того и создавали, чтобы о членах всего общества не думать. Надо ставить вопрос ребром: «Так жить нельзя!».
Даже само слово «власть» послужило поводом для обсуждения. Ведь по Конституции РФ власть принадлежит народу, и обвинять ее в каких бы то ни было грехах, значит, обвинять народ. Но ведь не сам же он себе создает проблемы, повышая пенсионный возраст, понижая уровень жизни, создавая невыносимые условия обитания в городах и поселках, где полноправными хозяевами чувствуют себя только собственники разрезов. То есть, речь должна идти о будущих диалогах с исполнительными и представительными органами, а не с самой властью. И о торжестве Закона, какой бы несовершенный на данный момент он не был.
В конце концов, было решено, что нет смысла начинать работу с открытой конфронтации с отдельными членами «органов» от власти, которых все же периодически отлавливают вместе с наворованным. А также снимают с насиженных мест, где несутся «золотые яйца» и затем складируются вдали от суровых сибирских просторов. Стратегическая цель ясна, а тактику всегда можно скорректировать, исходя из результатов предыдущих усилий. Как отметил кемеровский юрист Юрий Пыль, работать придется с тем, что имеем. Глупо себя тешить иллюзиями, что обращения к президенту дойдут лично до Путина, который не имеет ни смартфона, ни аккаунта в соцсети, но зато окружен плотными рядами льстивых исполнителей.
Даже частности в вырабатываемых требованиях стали тоже источником дискуссий. «Требование повысить уровень заработных плат в десять раз хорошее, — сказал Максим Учватов, — но не покажется ли оно смешным и заведомо невыполнимым? Любой чиновник ухмыльнется и скажет: «Да разве я против? Ты только расскажи, как это воплотить в жизнь, где те источники?». Хотя всем понятно, что основной источник для выхода на оплату труда по стандартам развитых стран – ограничение аппетита получающих в Кузбассе сверхприбыль и деофшоризация. Но это значит, что решение проблемы выходит за рамки полномочий региона.
«Ничего страшного», — считает большинство членов исполкома. 30 лет назад забастовщики замкнулись на решении отраслевых и местных проблем, после чего все соседние регионы обвиняли Кузбасс в том, что он «тянет одеяло на себя». Эта некоторая отрешенность тогда не дала ожидаемого результата, а сейчас тем более ни к чему не приведет. Впервые я услышал, что Совет рабочих комитетов Кузбасса берет и на себя значительную часть вины за то, что мы имеем сегодня. Хотя, как мне кажется, их, простых рабочих, предсказуемо смыло рыночной волной. На поверхность «всплыли» только те, кто ради открывшихся новых возможностей, ради прибыли готов продать все и всех. По рыночным ценам, естественно. Не все воспитанные на идеалах равенства и братства оказались готовы именно к таким изменениям.
Вот и на заседании, когда зашла речь о формировании низовых звеньев Совета на местах, было высказано пожелание обратить особое внимание на представителей малого и среднего бизнеса. На их привлечение в свои ряды. Сегодня, на фоне очередного повышения налогового бремени на эти структуры, уже можно смело говорить о том, что государственная политика членов правящей верхушки направлена на нейтрализацию среднего класса. Хотя на словах, как всегда, они двумя руками «за». По факту, похоже, должно остаться в России только два класса – хозяева и обслуживающий их интересы персонал.
Обратило на себя внимание предложение представителя Анжеро-Судженска Петра Нефедова разработать и вынести для обсуждения на конференцию что-то вроде Декрета о недрах, в котором бы содержались не только пожелания и требования жителей экологически неблагополучных муниципалитетов, но и ссылки на действующее законодательство. На Конституцию РФ, в частности, статья 9 которой гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Понимаете, недра как основа жизни для проживающих не на Виргинских островах, не на Кипре, а на «соответствующей территории» под названием Кузбасс. Или на статью 8 Закона о недрах, где четко сказано: «Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде».
Всем этим — корректировкой принятых предложений накануне конференции — предстоит в ближайшие дни заняться редакционной комиссии, избранной тут же – в ходе заседания. А также написать и опубликовать резолюцию в поддержку экологических активистов из поселка Апанас Владимира Горенкова и Сергея Шереметьева. На состоявшемся мероприятии их единогласно избрали в исполком представителями от Новокузнецкого района. Напомним, что общественникам предъявляется ряд обвинений за действия против засилья угольных разрезов в этом некогда глухом таежном уголке региона. Сами же они трактуют действия небольшого круга официальных лиц, заинтересованных в получение дополнительных прибылей собственником и, соответственно, в ухудшении экологической ситуации, как предвзятые, не имеющие веских на то оснований.
Владимир Максимов