Более трех лет, мыкаясь по судам,  пытается доказать Елена Зеленкина из Тайги, что долгие годы её, как и всех горожан, с молчаливого согласия властей травили водопроводной водой, напичканной опасными для жизни и здоровья веществами.  

В былые годы областная администрация не раз отчитывалась, что было сделано для улучшения ситуации с водой в данном муниципалитете. В начале 2013 года Аман Тулеев, к примеру, заявлял: «До 1 сентября 2013 г. жители Тайги должны получать чистую воду». И действительно, 5 сентября того же года на городском водозаборе торжественно ввели в строй реконструированные насосную станцию первого подъёма и станцию очистки питьевой воды. В те дни начальник областного департамента ЖКХ Евгений Курапов отмечал: «Коммунальщики с честью выполнили задачу, поставленную губернатором, решили вековую задачу — обеспечили качественной водой жителей Тайги». Всех причастных к этому знаменательному событию отметили областными наградами.

Но зимой 2015 года тайгинцы вновь забили тревогу: из кранов побежала грязная вода с «химическим» запахом. После этого жителям пообещали установить дополнительные фильтры, а также построить на водозаборе вторую станцию фильтрации, чтобы вода очищалась ультрафиолетом. Но обещаниями, как известно, жажду не утолишь. С 2017 года из-за превышения в воде предельно допустимой концентрации (ПДК) ядовитых марганца и фенола в городе неоднократно вводился режим ЧС. Проблемы с повышенным содержанием марганца были и в 2018 году. В зависимости от сезона ПДК могли быть превышены в 5,10 и даже в 20 раз.

Тайгинцы проводили акции протеста, чтобы привлечь внимание властей к своей беде: выставляли на крыльце перед зданием администрации бутылки с грязной и вонючей водопроводной водой. Однако чиновники разных уровней, в том числе и областные замалчивали проблему, даже не делая попытки её решить. В результате, было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главы города Тайга Юрия Шелковникова за сокрытие информации о составе питьевой воды, представляющей опасность для жизни. Следствие установило, что еще в феврале 2017 года руководителю Тайгинского городского округа была предоставлена информация о повышенном содержании марганца в питьевой воде, подаваемой населению, что представляло опасность для жизни или здоровья людей. Однако вместо принятия экстренных мер градоначальник организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что система фильтрования в городском водоснабжении работает должным образом, а сама вода пригодна для употребления в пищевых целях.

«…Тем самым глава городского округа исказил информацию, ввел местных жителей в заблуждение. А в дальнейшем глава города также скрывал от населения сведения об опасности питьевой воды при употреблении», — сообщали в пресс-релизах правоохранители.

Информация о ядовитой водопроводной воде стала известна УФСБ России по Кемеровской области, после чего сотрудниками службы совместно с представителями территориального Следственного Комитета была проведена проверка — данные подтвердились. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту подачи жителям Тайги питьевой воды ненадлежащего качества. В здании городской администрации проводились обыски, глава ушел в отставку… Увы, по заволоченному уголовному делу до сих пор так и не вынесено судебное решение.

Что касается непосредственно местного «Водоканала», то суд, несмотря на имеющиеся доказательства об опасности подаваемой потребителям воды, оправдал компанию. И это при том, что прежде естественному монополисту не раз выписывались штрафы за ненадлежащее качество воды. Среди потерпевших в том суде значилась и Елена Зеленкина, которая рассказывала: «Повышена цветность и мутность. Что не соответствует СанПиН. И причина, на мой взгляд, в Яшкинском озере, в которое попадают канализационные стоки. Есть питьевая вода привозная. Но, насколько мне известно, в ней повышена жесткость. Она вызывает камни в почках…».

Железнодорожный мастер из Тайги Елена Зеленская еще в июле 2017 года решила перейти к более кардинальным мерам в борьбе за права потребителя и перестала платить за горячую воду, потому что считала её некачественной: «Поскольку горячая вода – это, по сути, та же отравленная ядами холодная, но только подогретая». Об этом Елена писала в Следственный Комитет, прокуратуру, Роспотребнадзор, в администрацию города… Но чаще получала отписки. Чтобы доказать собственную правоту, горожанка, посмевшая выступить против целой армии бюрократов, несколько раз проводила за свой счет анализы водопроводной воды, которые каждый раз подтверждали: вода опасна для употребления в пищу. «Но ведь согласно законодательству, горячая вода также должна быть питьевого качества», — рассуждала Елена. В это время в её семье копилась задолженность, а вскоре начались и слушания в мировом суде.

«Несмотря на все мои свидетельства и множество представленных анализов по холодной и горячей воде, судья меня слушать не хотел, — вспоминает она. — Я пыталась доказать общеизвестное, что именно из-за некачественной воды в городе был введен режим ЧС, но все мои доводы не принимались». В итоге суд обязал семью Зеленских оплатить задолженность. Елена подала апелляцию на такое, по её мнению, несправедливое судебное решение.  Но и городской суд не встал на её сторону. Пришлось обжаловать и его решение. До сих пор судебные разбирательства не окончены. Кстати, в отношении Елены Зеленкиной с подачи бывшего градоначальника Юрия Шелковникова возбуждалось и уголовное дело за то, что она якобы распространяла недостоверные сведения о некачественной воде в социальной сети. И ей пришлось два года ездить в Анжеро-Судженск, чтобы в суде доказать свою очевидную невиновность.

За годы тяжб Елена Зеленкина собрала множество документов, подтверждающих собственную правоту. В их числе есть и государственный доклад «Санитарно-эпидемиологической обстановке в Тайгинском городском округе за 2019 год», подготовленный специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области. Этот документ также свидетельствует о некачественной водопроводной воде. Елена ведет диктофонные записи судебных процессов, из которых следует, что судьи необоснованно отказывают ей в приобщении доказательств и в вызове свидетелей. На её законное требование провести проверку в организации, оказывающей потребителям некачественные услуги, из прокуратуры следует ответ, что из-за пандемии проверки такого рода невозможны. А вот наказывать граждан, ведущих борьбу за свои права, коронавирус не мешает.  

Было дело, Елена Зеленкина (у общественницы — онкологическое заболевание, и она не исключает, что на здоровье повлияла вода, содержащая опасные примеси) пыталась взыскать с ООО «Тайгинское ВКХ» в пользу каждого члена семьи ­­– себя, мужа и дочери – 90 тысяч рублей за нанесенный ущерб. В результате, за моральные издержки тайгинский суд наказал организацию штрафом в… 50 рублей. А причиненный вред семье оценил всего в 100 рублей. При этом суд заставил семью оплатить еще и задолженность за холодное водоснабжение и водоотведение — всего около 2 900 рублей.

Понятно, что Елене, измученной судебными тяжбами, неравной борьбой с административной и правоохранительной системами, можно бы давно смириться с этой непробиваемой стеной — оплатить нужные суммы. Но она упорно продолжает доказывать свою правоту. Как сама говорит, не только ради себя и своей семьи, а ради всех жителей города с таким экологически многообещающим названием Тайга.

Рядом с губернатором Сергеем Цивилевым Елена Зеленкина (в черном пальто)

Елена Зеленкина возлагает сегодня большие надежды на губернатора, который вроде бы подключился к решению проблемы по обеспечению жителей качественной питьевой водой. С июля 2018 года в Тайге всё-таки была начата реконструкция насосно-фильтровальной станции первого подъема на реке Яя. Со слов Сергея Цивилева, новая система водоподготовки должна решить проблему обеспечения населения чистой питьевой водой. На наносно-фильтровальную систему из областного бюджета выделено 143,7 млн рублей. Но, как сейчас сообщают редакции «Волости» тайгинцы, проблемы с водоснабжением до сих пор остались. Вода в некоторые районы города часто поступает с перебоями, хотя, по заверениям чиновников, уже в 2019 году она стала пригодной для питья. Однако резкий запах хлорки у многих жителей всё равно отбивает желание утолять ей жажду.  

…А Елена Зеленкина готовится к очередному суду. «Пойду до конца, — говорит она. — Если не получится доказать свою правоту в городе и области, дойду до ЕСПЧ, потому что уверена: за некачественную воду деньги с нас не должны были брать. А это значит, что мои права и права жителей города Тайга были грубо нарушены!».

Сергей Маринин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here