После очередной официальной сводки о победном шествии коронавируса с данными о числе заболевших, вылечившихся, умерших и сидящих на карантине под домашним арестом, в тексте следует обязательное оптимистичное заключение: «Ситуация находится под контролем правительства Кузбасса».

Думаю, многих все это начинает, мягко говоря, раздражать. Потому что вирус распространяется как минимум с марта, и с тех самых пор никому не ясно, а как, собственно, его изловить, обуздать и остановить? Чем его лечат, если он такой страшный? И когда это хотя бы приблизительно закончится? Ведь вирус гриппа не менее коварен, однако врачи четко прогнозируют, когда народ от него затемпературит, зачихает, когда эпидемия закончится и какую вакцину луче всего загодя поставить.

Но с COVID-19 как-то все не так, как-то не очень непредсказуемо и с непонятным надрывом. Вот и губернатор чуть ли не в ежедневном режиме сообщает в телеграмм-канале данные о заболевших и смертях людей. Не его зам. по здравоохранению, что было бы понятно и логично, а сам Сергей Евгеньевич – лично!   

Между тем, число заболевших на сегодняшний день медленно подползает к 11 тысячам (когда после Нового года все загриппуют, эта цифра покажется просто смехотворной), выздоровевших – более 7,5 тысяч, да на изоляции более 3,1 тысячи. А умер -121 человек! Для сравнения: у нас за первые 8 месяцев прошлого года (практически за это же время) от болезней системы кровообращения умерло более 10 тысяч человек, от болезней органов дыхания – более тысячи, от инфекционных и паразитарных болезней – более 1,2 тысячи! Была какая-то паника? Заставляли малый и средний бизнес прикрывать лавочки? Да нет, все было в абсолютной норме. А тут умер 121 человек, и каждый день — сводки, брифинги чиновников каждую неделю, сообщения о переполненных палатах, дефиците коек…

Однако мы понимаем в каком государстве живем, нам хочется хоть какой-то ясности, а её нет. Более того, идет какое-то непонятное затемнение. Например, с мая текущего года Кемеровостат в разделе «Демография» перестал давать традиционную «расшифровку» причин смерти. Казалось бы, именно сейчас самое время сообщить людям о том, как вирус выкашивает заразившихся! Но нет, вместо этого есть только общие данные – родилось, умерло, приехало, уехало. И мы догадываемся почему.

На самом деле — и про это «Волость» несколько раз писала – смертность в Кузбассе по сравнению с прошлым, а также позапрошлым годом СНИЖАЕТСЯ! За 7 месяцев 2018 года в Кемеровской области умерло 23 271 человек, в 2019 году – 22 908, а в текущем, когда пришел ужасный коронавирус —  22 209 человек. Кстати, коэффициент смертности на одну тысячу человек тоже уменьшился. В 2018 – 14,9 человек, в 2019 – 14,8 человек и за январь — август текущего года – 14,4 человека. Немало, конечно. Даже много, но мы сравниваем, и, к счастью, это сравнение не в пользу коронавируса.

Увеличивается только естественная убыль, но не по причине высокой смертности, а от резкого падения рождаемости. За 8 месяцев 2018 года в Кузбассе родилось 15 565 детей, в 2019 – 14128, а в 2020 только 12 854 ребенка. И не слышно, чтобы кто-то криком кричал по этому поводу, собирал брифинги или приостанавливал в аптеках продажу противозачаточных средств.

Помимо того, что у них, якобы, всё под контролем, чиновники любят бахвалиться той помощью, которую они оказывают предпринимателям. О том, насколько щедра эта помощь и действительно ли она помогает, пусть говорят сами предприниматели. Думаю, какое-то время спустя мы их оценку увидим, когда будут опубликованы данные о демографии предприятий. Сколько открылось и сколько закрылось. Однако косвенно вполне можно судить об этом по числу безработных на начало августа: в 2018 году их насчитали 83,7 тысяч человек, в 2019 – 69,9 тысячи, а в нынешнем – 89 тысяч человек. Полагаем, что эти данные изрядно занижены, но важна динамика, а она не оптимистична.

Кстати, почти каждый человек так или иначе «расплачивается» за борьбу с вирусом не только потерей работы, доходов, но и платой за анализ на наличие COVID-19 в организме. Эти анализы потребовались теперь чуть ли не на все случаи жизни и стоят не дешево. Между тем, данные о реальных среднедушевых доходах населения в Кузбассе за три квартала этого года тоже пока не известны. Но если взять Россию в целом, опираясь на данные ВШЭ и имея в виду при этом, что наш регион там почти по всем показателям не лучший, то можно говорить о снижении доходов на душу населения к концу года примерно на 8,2% — в базовом сценарии, и на 12,1% — в пессимистичном. Вы в какой сценарий верите больше? И мы тоже в него…

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here