Автомобиль не только роскошь или средство передвижения, но и механизм, создающий среду повышенной опасности.
В феврале текущего года губернатор Сергей Цивилев объявил, что теперь будет особое внимание уделяться безопасности дорожного движения. Продиктовано было столь многообещающее заявление, вероятно, итогами 2021 года: количество ДТП по сравнению с предыдущим годом сократилось тогда на 8%, цифра зарегистрированных погибших снизилась аж на 30%, а пострадавших – на 7,8%. В связи с этим было даже увеличено финансирование по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» – с 5,6 млрд рублей в 2021 году до 6,2 млрд.
Внедрение интеллектуальных транспортных систем, видеонаблюдения для фиксации нарушений, приведение большей части дорог в нормативное состояние – все говорило «за» то, чтобы поддержать инициативу главка регионального МВД объявить 2022 год годом безопасного дорожного движения. Но, как часто бывает, результат оказался прямо противоположным. По крайней мере, если судить по итогам первого полугодия.
К показателям мы еще вернемся, а пока обратим внимание на ДТП, которые на прошлой неделе заняли чуть ли не первое место в информационных сообщениях средств массовой информации, затмив собой многие из других важных событий. В ночь на 13 июля в Киселевске столкнулись два автомобиля ВАЗ – «Приора» и 2110. В первом, по сообщению сотрудников ГИБДД, находилась пьяная девушка, не имеющая водительских прав и страховки – она и признана виновной за несоблюдение безопасной дистанции. Итог: травмы получили ее муж, двое детей (в возрасте 2 и 4 лет), а также водитель другого автомобиля.
В этот же день на автотрассе Новосибирск – Юрга в Ленинск-Кузнецком округе 38-летняя женщина, будучи за рулем «Фольксваген-Тигуан», выехала на встречку и допустила столкновение с грузовиком «Вольво». Нарушитель от полученных травм скончалась. 14 июля на трассе близ Белова зарегистрировано ДТП с участием сразу трех транспортных средств — «Хонда-Фит», «Шевроле-Вива» и «Газель». Виновницей ЧП вновь стала женщина, находящаяся в первом из перечисленных автомобилей – она, двигаясь по второстепенной дороге, не уступила дорогу другому автомобилю, следующему по главной. «Газели» досталось уже по касательной. Итог – четыре травмированных человека из числа водителей и пассажиров легковушек.
И, наконец, вчерашнее событие: рано утром на 18 километре автодороги “Кемерово — Анжеро-Судженск” случилось ДТП с участием легкового такси марки «Фольксваген Поло» и грузового автомобиля «Сканиа». Столкновение произошло при попытке таксистом обгона по встречной полосе. Удар был настолько сильный, что водителя легкового автомобиля практически разделило пополам – верхняя часть тела оказалась на улице, а вторая была зажата внутри. Естественно, выжить при таком ударе шансов не было. Водитель завалившегося на бок грузовика не нашел причин для своей госпитализации.
Перечислены лишь те ДТП, которые на прошлой неделе получили наибольший резонанс – конечно же их было значительно больше. Но не стоит думать, что виной всему июльская жара. Потому что итоги первого полугодия 2022 года еще более впечатляющие. Только во втором квартале погибших в ДТП оказалось больше, чем за 6 месяцев 2021 года – 76 против 75. Так что начало «года безопасного дорожного движения» оказалось весьма своеобразным. Причин ухудшения статистики много: это, конечно, и нетрезвые водители, которые по-прежнему не такая уж редкость на наших дорогах, и слабая выучка отдельных владельцев железных коней наряду с недостаточной практикой (да, опасные маневры на дорогах части представительниц прекрасного пола остаются по-прежнему актуальными), и даже элементарная усталость севших за руль. По вине последних произошло 10 ДТП, пополнивших региональную статистику 10 трупами.
Наверняка в ГИБДД уже анализируют сложившуюся ситуацию, и делать это, организовывая профилактические мероприятия, безусловно, надо. Но как при этом не скатиться к худшему из вариантов и не повысить коррупционную составляющую со стороны замаскировавшихся в кустах сотрудников (если упростить смысл возможных действий) – не менее серьезная проблема.
Евгения Шпакова