То, что добыча угля в Кузбассе снизилась на 10 с лишним процентов – полбеды. Беда, а приличнее все-таки сказать – катастрофа, заключается в том, что его отгрузка в январе по данным Кемеровостата рухнула к январю 2019 года на 40 процентов!

На федеральных информационных порталах вот уже несколько дней висит новость о том, что обвальное падение грузоперевозок по всей России — как внутренних, так и экспортных — поставило российские железные дороги на грань транспортного коллапса. Число брошенных поездов на сетях РЖД достигло исторического рекорда в 1,8 тысячи в сутки. Количество составов, оставшихся без движения, в разы превышает норму: в 2014-18 гг. в среднем в сутки простаивали 666 поездов, в прошлом году показатель вырос вдвое (1246 поездов), а в 2020-м взлетел еще в 1,5 раза.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин отмечает, что проблема брошенных поездов связана в первую очередь с дисбалансом парка полувагонов. «Порожние полувагоны стремятся на Кузбасс. Погрузка там сегодня ограничена — в том числе, ввиду логконтролей (отграничение погрузки на Восточный полигон). А дальше получается замкнутый круг. То отгрузить не могут, то принять порожний вагон некуда. Спад спроса на продукцию также серьезно ухудшает ситуацию», — добавляет он.

Наш губернатор Сергей Цивилев утверждает, что цены и спрос обязательно восстановятся, мол, это обычное дело для мирового рынка, надо только потерпеть, подождать и постараться сохранить шахтерские коллективы! Вера и надежда, а ещё умение не унывать – качества, безусловно, хорошие, однако не в данном случае. Если даже бегло просмотреть аналитику по спросу на уголь за последние несколько лет, то нельзя не заметить вполне логичное и давнее предупреждение – эра угля в энергетике заканчивается.

Действительно, в Азии, особенно в Китае, ещё много угольных энергостанций, но посмотрите на китайские новости! Если тамошняя экономика начнет восстанавливаться, то отнюдь не быстро и в первую очередь — за счет собственного угля. Китайцы его добывают не по 250 миллионов в год, как в Кузбассе, а более 3,7 миллиарда тонн – это  итоговые данные за 2019 год. Причем, при необходимости могут быстро нарастить добычу! Добавьте к этому уголь Австралии с её мощными портами погрузки – более 480 миллионов тонн в год, а также 400 с лишним миллионов тонн угля, экспортируемого из Индонезии…

Судя по всему, жить с дефицитным бюджетом нам придется долго.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here