Как-то подзабыли многие из нас о громких проектах сибирских городов-миллионников, озвученных перед выборами в Госдуму министром обороны Сергея Шойгу, а зря. В недрах правительства России идет неустанная работа.

Позавчера появились сообщения, что там собираются разделить Сибирь на отраслевые кластеры, чтобы добиться «опережающего развития территорий». Не областей, не краев по их нынешним административным границам, не Новокузнецка и Кемерово, как нам сообщали ещё недавно, а именно территорий.

Соответствующее поручение главе Минэкономразвития Максиму Решетникову дала курирующая Сибирский федеральный округ вице-премьер Виктория Абрамченко. Она поручила ему подготовить презентации якорных инвестпроектов для кластерных инициатив. РБК утверждает, что об этом говорится в протоколе по итогам совещания о подготовке стратегической сессии по вопросам ускоренного социального-экономического развития Сибирского федерального округа. Другая важная задача — развитие автомобильных и железных дорог. В частности, в Сибири намерены создать транспортно-логистический хаб, который повысит грузовой и пассажирский поток через огромный регион.

Сибиряки по наивности своей мечтают о преображении уже существующих городов, например, кузбассовцы подумали о своих крупных угольных центрах, окруженных горными отвалами. Загрузились надеждами на лучшую жизнь в них, на чистое бездымное небо, на белый снег, на комфорт и удобство… Однако, похоже, не ради этого всё затевается, а ради ускоренного вывоза из Сибири того, что ещё не продано. Ну, а про города или научно-промышленные центры с населением от 300 тысяч до одного миллиона человек – это, как говорят в народе, «для отводу глаз».

Разработчики должны были в начале декабря представить наброски стратегии развития Сибири до 2035 года с перечнем первоочередных инфраструктурных и индустриальных проектов. Они и представили, но речь идет о стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и о реализация 95 инвестиционных проектов, объединенных в восемь кластеров («Нефть и газ», «Цветные и драгоценные металлы», «Лес и лесопереработка», «Переработка алюминия», «Медь и электроника», «Уголь», «Сельское хозяйство и пищевая промышленность» и «Туризм»). По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций, который на это потребуется, составит примерно 4,4 триллиона рублей. Это серьезные деньги, и борьба за них развернется нешуточная.

Если кто подумал, что угольный кластер – это про Кузбасс, тот сильно заблуждается. Шойгу отмечал, что в Южной Сибири есть возможности создания масштабной и высокодоходной добычи с более высоким переделом коксующегося угля, в районе Канска имеется потенциал для углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья, а вокруг Лесосибирска можно создать кластер «Лес и строительные материалы». В общем, нет среди упомянутых кластеров машиностроения или каких-то других высокотехнологичных производств, а в центре внимания привычное сырьё и какая-то его первичная переработка. Хотя тот же уголь можно обогатить, что уже давно делается, получить из него различные химические вещества, а из леса произвести не только чурбаки, но ещё и какие-то строительные материалы или — совсем уж фантастично – мебель, фанеру, сборные дома и другую дорогую продукцию.

Ознакомившись с сообщением о кластерах, многие стали искать ответ на вопрос: а с чего это вдруг так неожиданно стали планировать и города, и дороги, и предприятия во глубине сибирских руд? Ответ дает небезызвестный вывозильщик сибирской электроэнергии в алюминиевых слитках Олег Дерипаска. По его мнению, сейчас «космическими темпами» растут азиатские рынки, и меняется структура глобального спроса (спрос на российские товары в Китае, Корее и Японии растет). В то же время американские санкции, которые вводятся против России под «самыми абсурдными предлогами», могут в любой момент отрезать страну от западных рынков, так что регионы Сибири и Дальнего Востока обладают огромным потенциалом, для реализации которого нужны инфраструктура и инвестиции.

Есть некоторое недоумение и в самой фигуре инициатора – Сергее Шойгу. Он, конечно, в Сибири родился, но сейчас занимает пост, подразумевающий строительство и развитие вооруженных сил, а вовсе не промышленности и городов. Однако многое становится понятным, если оценить заявления советника министра обороны Андрея Ильницкого: этот проект призван повысить внутреннюю инфраструктурную связанность российского цивилизационного пространства. Если заявленный в программе транспортный коридор «Кедровый тракт» свяжет новые города и при этом войдет в китайский континентальный проект «Новый шёлковый путь», Россия получит все выгоды транзитной страны, лишив этих выгод конкурентов на юге и юго-западе.

От себя добавим, что такое масштабное строительство, в том числе и крупных городов, может осуществить сейчас только Китай, потому как даже на модернизацию БАМа и Транссиба потребовалось привлекать заключенных и железнодорожные войска. Россия, а Сибирь особенно, изрядно обезлюдела. Комсомольцев на всесоюзные стройки уже не позовешь. Кстати, злые языки то и дело болтают, что Сергей Шойгу является проводником интересов Китая на территории Сибири и Дальнего Востока. Врут, конечно!

Сергей Борисов

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как достали с этим словом «кластеры», господа-чиновники. Говорите русскими словами, к чему призывает постоянно Президент РФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here