Разрез «Распадский» (входит в Распадскую угольную компанию, Evraz), выигравший недавно аукцион на право эксплуатировать участок Кумзасский 1-2, предвосхищая протесты населения Междуреченска, готовится поразить публику аттракционом по отмыванию угольного и, следовательно, «чумазого проекта» до образцово-показательной чистоты туристического и чуть ли не природоохранного объекта.

По сведения, которые сообщает прессе мэр Междуреченска Владимир Чернов, ЕВРАЗ обсуждает с властями города вопрос о создании инфраструктуры промышленного туризма на базе будущего разреза, который само собой  «будет работать с минимальными экологическими рисками».  Туристы смогут созерцать  гармонию природы в сочетании с угледобычей открытым способом со смотровых площадок на гребне карьера.

Думается, если мэрия вдруг заупирается, угольщики и родео на «БелАЗах» будут обещать — лишь бы вписаться в  проект, который, как известно, презентовали недавно сами муниципальные чиновники под патронажем региональной власти. Речь о проекте курорта «Междуреченск. Город тайги». Он предполагает создание на базе моногорода, здешних поселков, а также окружающих их природных красот эко-этно-туристического кластера, который будет действовать круглогодично и сможет принимать ежегодно до 8 млн отдыхающих. По расчетам разработчиков, таким образом можно диверсифицировать экономику этой части области и привлечь порядка 100 млрд рублей инвестиций.

Заявка на появление в области еще одного зимнего курорта явно смахивает  скорее на прожект, чем на всесторонне изученную идею, тем не менее, угольщикам придется сильно постараться, чтобы вместить свой очередной и далеко не маленький проект в этот еще более масштабный замысел. Но вот им креативная подсказка навскидку.

Недалеко от устья Кумзаса (его русло разрез «Распадский», кстати, собирается изменить), в Усу впадает также Ольжерас. Он уже давно обихожен заботами угледобытчиков, и потому эту речку можно без проблем включить в маршруты промышленного туризма. Ну, скажем, здесь, на самой грязной реке Кузбасса, для туристов можно организовать забор проб черной, как деготь, воды, сопровождая его увлекательной викториной-угадайкой: чьи это стоки — угледобытчиков ЕВРАЗа или «Мечела»? Можно построить и что-то вроде купели наподобие Рождественской, чтобы каждый гость угольного края имел возможность пройти «посвящение» и приобщиться к мировым рекордам выживания среди рукотворных кратеров и наполненных грязью водоемов.   

А почему нет? Шире смотреть — глубже копать! Впрочем, успехи угледобытчиков по части истребления рек всегда впечатляли. За последнюю сотню лет при проведении горных работ в Кузбассе уничтожено около 200 из 913 малых рек. А в последние пару десятилетий Кузнецкий край теряет по этой причине до двух десятков проточных водоемов в год.

В конце концов, можно организовать и целый тур по примеру «Золотого кольца России», назвав маршрут Ольжерас-Чувашка-Киселевск-Матюшино «Черный браслет Кузбасса» — с необходимой корректировкой остановочных пунктов, которые должны будут утвердить депутаты Законодательного Собрания.  Если уж заниматься диверсификацией экономики в сторону туризма, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему уничтожению всего живого в регионе, то делать это надо на законодательном уровне.    

Александр Ходос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here