В последнее время губернатор Сергей Цивилев активно осваивает профессию «каменщика». Судя по пресс-релизам правительства, он чуть ли не ежедневно то там, то сям занят закладыванием символических камней в основания будущих проектов.

Судите сами: вот он кладет памятный камень в ПАО “Кокс” в честь старта нового этапа экологической модернизации, а вот он уже на  кемеровском «Азоте» участвует в закладке памятного камня в основание строительства нового химического комплекса. Чуть погодя, он уже в Новокузнецке закладывает камень на месте строительства будущего литейно-прокатного комплекса «Евраз», а ещё — в основание кардиоцентра, а следом — на месте нового производства алюминиевого завода…. Перед этим или затем — в основание нового новокузнецкого терминала аэропорта им. Б. В. Волынова. В общем, в Кузбассе пора открывать каменный карьер с мастерской художественной резки для производства тех самых памятных камней.

Но если посчитать, сколько камней было заложено до него, и посмотреть, что на том месте из них выросло, то ничего кроме иронии эти «закладки» не вызывают, ибо реальная экономика со временем превращает те самые памятные камни в могильные. Вот и сейчас она напоминает больного в центре реабилитации, который хоть и может три раза присесть, и голову поворачивает, и руки до уровня плеч поднимает, но всем окружающим понятно, что до полного выздоровления ему далеко.

Примерно такую картину с экономикой региона мы наблюдаем после знакомства с данными статистики за пять месяцев с начала года. Промышленность, особенно угледобыча, продолжила рост в относительных цифрах к аналогичному периоду 2020 года. Он кажется большим – 6,7%, однако только потому, что год назад случился «ковидный обвал», когда индекс промышленного производства относительно 2019 года просел на 4,1%. Так что сейчас ситуацию в экономике угольной отрасли можно рассматривать как «восстановительный рост».

Отметим, что обрабатывающая промышленность прибавила всего-ничего – 0,8%. Словом, относительно здоровой у Кузбасса по-прежнему остается лишь одна сырьевая нога. Если, например, производство кокса и продуктов химии увеличилось на 5-8%, то металлургическая промышленность осталась в таком же минусе. Почти на 10% снизились объемы работ в строительстве, которое так и не стало «локомотивом роста», а напоминает отцепленный вагон от еле плетущегося эшелона кузбасской экономики. 

Стоит выделить заметный – на 39% — рост производства мебели. Многие из тех, кто прокомментировал ту новость, связывают увеличение показателей мебельщиков с отложенным из-за карантинных мероприятий спросом, а также ростом курса доллара. Дело в том, что в отечественном мебельном производстве процентов 25-50 всех составляющих – импортные. Это и клеи, и лаки, и краска, и различная фурнитура, и ткани для мягкой мебели. Дорожают комплектующие – дорожает мебель. К слову сказать, индекс цен производителей промышленных товаров вырос с начала года на 29 с лишним процентов.

Что касается розничных цен, то они и не думали худеть, а все время только полнели. Особенно заметно – на продукты питания. В минувшем мае цены на них увеличились на 1,1%, с начала года – на 4,7%. Но если посмотреть на стоимость минимального набора продуктов в среднем на конец мая, то она составила 4 832,4 рубля в расчёте на 1 человека, увеличившись за месяц на 2,4%, а с начала года – на 13,3%! Так что многим людям приходится экономить на еде. На этот счет в РФ недавно проведено соответствующее исследование, которое утверждает, что на еде экономят 23% российских граждан, а 40% — на одежде и обуви.

Напомним, что по данным «Кемеровостата» в I квартале 2021 года реальные располагаемые денежные доходы кузбассовцев снизились на 4,6% относительно аналогичного периода предыдущего года. И пока не видно за счет чего они могут начать восстанавливаться. Добавим к этому, что в этом же квартале объём денежных доходов населения нашего региона составил 182,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,8% по сравнению с I кварталом 2020г. В то же время денежные расходы составили 178,1 млрд. рублей, здесь рост более значительный — на 3,0%. Примечательно, что за этот же период сбережения населения снизились на 30,3%. То есть, тратили мы больше, чем зарабатывали и сберегали.

По всей видимости, граждане решили превратить свои скромные накопления в нечто осязаемое, как это уже не раз бывало, когда из магазинов сметались то холодильники с телевизорами, то мешки с гречкой и сахаром. К слову сказать, люди не так уж часто в ожидании удорожания ошибались.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here