Заметьте, больнее всего оптимизация косит скромных работяг в кузбасской провинции, где труженики фактически бесправны перед любым самым мелким чиновником и руководителем. Выбора работы нет, а властьпридержащие в стремлении оптимизировать все на своем пути, крепко и давно скованы круговой нерушимой порукой. Потому и оптимизация там для многих губительна.
На днях в поселке Яя попали под раздачу работницы местного водозабора, отвечающие за очистку воды. Это женщины предпенсионного возраста, опытные и добросовестные специалисты с соответствующим образованием. У многих в пассиве ссуды, кредиты — мизерных зарплат не хватает на элементарное выживание. Но и их недавно уведомили об увольнении.
Руководство предприятия, местная власть вынесли вердикт — оптимизация расходов. А вот о том, как это скажется на качестве питьевой воды в кранах, которая и без того часто и подозрительно попахивает непонятно чем, об этом предпочли умолчать. Правоохранители тоже занимают в этом вопросе позицию наблюдателей: судьба уволенных пока никого, кроме самих несчастных, не волнует.
А теперь немного предыстории. Многие знают, как в нынешнем году начало лихорадить медицину в Анжеро-Судженске после того, как в городской больнице младших медсестер и санитарок оптимизировали и, как следствие, в добровольно-принудительном порядке перевели в уборщицы. Всячески они пытались отстоять свои права: много раз митинговали, взывая к справедливости, даже голодовку объявляли. Затем большинство не выдержало прессинга чиновников, угроз семьям и все-таки сдалось на милость властям-победителям, став жертвами оптимизации – уборщицами. Хотя, как они сами утверждают, обязанностей, которые эти женщины выполняли в роли младших медсестер и санитарок, с них никто не снимал.
Теперь за мизерные зарплаты им нужно успевать и за больными ухаживать, и полы в медучреждении мыть, чем они, конечно, возмущены. Вот что в подтверждение не соответствующей нормам здравоохранения ситуации они сообщают: «Если сегодня… в акушерском отделении Анжеро-Судженской горбольницы произойдёт ЧП, весьма вероятно, что главным виновником его будет признана главврач Ольга Львовна Козлова. В последние дни с грубым нарушением статьи 374 ТК РФ, ею были уволены несколько младших медсестёр, отказавшихся переводиться в уборщицы. И вот уже сегодня в ночную смену на все три этажа роддома осталась всего одна санитарка. Несчастной женщине предстоит обработать за ночную смену 750 кв. м третьего этажа, 350 кв. м второго этажа, 370 кв. подвал и сделать генеральную уборку в санпропускнике. При этом, если будут поступать женщины на роды, она должна будет уносить и забирать анализы, помогать акушерке во время родов, затем обработать родзал. Рожениц может поступить и две, и три, если поступит женщина в отделение ОПБ, санитарке также придётся унести и забрать результаты анализов. Если какие-то функции по санобработке вынужденно возьмёт на себя акушерка и, например, не успеет провести дезинфекцию собственных рук, возможно внесение инфекции и самые неприятные последствия для роженицы и ребёнка. В других отделения ситуация складывается примерно также… В общем, мы вступаем в самый интересный этап кампании. Он будет не только чисто судебный и принесёт главврачу Козловой множество неприятных сюрпризов. Прокуратура уже выявила много нарушений, всплывут и ещё».
Ну и сами больные в Анжерке, побывав в местной больнице и воочию насмотревшись на «успехи» оптимизации, совсем не рады таким переменам. По их словам, теперь туда лучше не попадать: медиков не хватает, отношение отнюдь не приветливое, должного ухода и элементарной чистоты в палатах тоже нет. Ну а если заболеешь, шутя советуют землякам побывавшие там, то лучше сразу вызывать катафалк.
О происходящем в городе знает и губернатор, у которого медики тоже просили помощи и поддержки. Однако вместо этого услышали в свой адрес обвинения, что своими протестами медики создали негативный фон для Кузбасса. А кто создает фон позитивный? Неужели главврач анжерской горбольницы Ольга Козлова, которая, видимо, за свои успехи на ниве оптимизации здравоохранения в родном городе, теперь замечена и должным образом оценена областным руководством: почетный гражданин Анжеро-Судженска и депутат горсовета назначена еще и главврачом в Яйскую районную больницу.
Там, в 30 километрах от города, вероятно, тоже срочно потребовался ее бесценный опыт оптимизации. В Яе против такого назначения воспротивились: местные жители собрали подписи на имя начальника департамента здравоохранения, генерального прокурора и до сих пор требуют как можно скорее убрать городскую начальницу с должности главврача яйской больницы, считая, что это нарушения закона – занимать одновременно две руководящие должности в разных территориях. Тем более, как рассказывают сами медики, в Яе новый руководитель появляется крайне редко.
Сама Козлова о своих планах по оптимизации работы больниц чаще рассказывает журналистам подконтрольных СМИ. А говорить, как замечают многие, это ж не мешки ворочать… Вот и не сходят с языка такие понятия как «нацпроекты», «оптимизация», «реформирование» и другие малопонятные ярлыки, не сулящие простолюдину ничего хорошего. Местные депутаты в Яе тоже обсуждали непростую ситуацию в здравоохранении, а инициативная группа неравнодушных яйчан даже обращалась к президенту России с просьбой разобраться и как-то разрулить ситуацию.
Можно еще долго и много рассказывать о жертвах кузбасской оптимизации на пути к 300-летию Кузбасса. Только вот самим верховодам-оптимизаторам она не всегда на пользу складывается. В подтверждение тому — свежее сообщение от прокуратуры Кемеровской области. В Калтане главврач, видимо, спасаясь от нищеты, сам себя устроил еще и на должность врача-педиатра, но никого, понятное дело, не лечил, больных не принимал, зато почти 5 лет исправно получал «за того парня» зарплату. Теперь оптимизатора здравоохранения судят. Должности лишили, дали полтора года условно, будут взыскивать и многотысячный ущерб. Впрочем, знающие люди говорят, что сейчас многие оптимизаторы в бюджетных учреждениях — не только в кузбасском здравоохранении — так делают. Этому же главврачу просто не повезло. Может, с кем-то не поделился?
Так что данным судебным решением никого не удивишь. Вот если бы руководитель помог той же санитарке с копеечным окладом оптимизировать достойную жизнь, да подбросил бы ей от щедрот души своей еще и помощь в виде совместительства — это бы стало фантастической сенсацией. Но не барское дело о холопах думать. Поэтому у нас и оптимизация такая: чем больше у работяг убудет, тем больше чиновнику или начальнику прибавится. В том числе денег и наград.
Сергей Маринин